Фильм, где герой прошёл немецкий плен, но потерял дорогу в жизни

Главную роль в драме «Дом и хозяин» (1968) сыграл Иван Лапиков, хотя изначально режиссёр предполагал взять другого именитого актёра.

Для Ивана Лапикова картина стала своего рода бенефисом, хотя сам фильм вызвал споры из-за выбранной сценаристом и режиссёром Будимиром Метальниковым темы: «Дом и хозяин» рассказал о человеке, который оставил деревню ради больших заработков, фактически разорвав связь с малой родиной и семьёй.

Для Будимира Метальникова, к концу шестидесятых уже заработавшего репутацию крепкого даровитого сценариста, «Дом и хозяин» стал первой самостоятельной режиссёрскй работой. Несколько раньше он уже выступил в качестве режиссёра, но в паре с коллегой Григорием Ароновым, сняв мелодраму «Завтрашние заботы» (1962) по своему же сценарию. В 1966 году Метальников написал новый сценарий, который назывался «Дом без хозяина», в котором было показано первое послевоенное десятилетие: сюжет начинается в 1947 году, а завершается в 1957. Как объяснял сам сценарист,

он выбрал именно этот период потому, что это было время сложное, драматичное, полное надежд и разочарований.

Фронтовики, возвращавшиеся домой, зачастую находили деревни и сёла в разрухе, и многим виделась чудовищная несправедливость в том, что крестьян страна обделяет. Столкнулся с этим и главный герой истории Егор Байнёв, который во время войны попал в плен. Жена Анна, не получая годами известий о муже, приветила другого мужчину, но, узнав о том, что он жив и вскоре вернётся, сожителя выгнала. Егор супругу понял и простил, с энтузиазмом включился в колхозную жизнь, мечтая о постройке нового дома, где счастливо будет растить с Анной сына и дочь. Но оказалось, что колхозники не так уж много зарабатывают, и это Егора разозлило, расстроило и разочаровало.

Сначала он подался за длинным рублём в город, потом уехал на лесозаготовки, а потом и вовсе перебрался на флот.

Сначала звал жену и предлагал быть рядом, но та отказывалась: надо было растить детей, не хотелось срывать их с места, да и школы не всегда были поблизости. Егор всё реже общался с родными, даже завёл сердечную подругу на время, а потом получил телеграмму: его дочь, которую он по-прежнему считал маленькой, выходит замуж. И тут он наконец решил вернуться на родную землю. Но выяснилось, что семья ждала его так долго, что перестала ждать.

Отмечу, что в процессе съёмок любопытно трансформировалось название: если сценарий назывался «Дом без хозяина», то фильм вышел уже как «Дом и хозяин».

Хотя, на мой взгляд, тут более всего подходит название «Хозяин без дома».

Главную роль Будимир Метальников, задумавший сам экранизировать сценарий, предложил Василию Шукшину. Тот всерьёз заинтересовался, но потом отказался из-за занятости, и режиссёру пришлось искать другого артиста. Решение пришло неожиданно. Вот как рассказывал об этом сам Будимир Метальников:

«Как-то я пригласил подыграть другому актёру Лапикова и вдруг увидел: что ни принесут ему из крестьянской одежды, всё этому человеку удивительно к лицу — любая шапчонка или телогрейка как-то естественно на нём сидит. И тогда провёл вторую пробу с Лапиковым — на героя».

Результат оказался очень удачным, и Ивана Лапикова утвердили. Правда, поначалу образ, который актёр создавал, не очень нравился режиссёру: Иван Лапиков играл резко, жёстко, сурово. Метальников, который как сценарист сам придумал героя, видел Егора не столь нетерпимым и попросил добавить душевности, некоторой внутренней застенчивости и подавляемой доброты. Так, общими усилиями и родился тот самый герой, которого потом увидели зрители. Потом, спустя годы после выхода ленты, Будимир Метальников говорил, что теперь даже не представляет другого актёра на месте Егора Байнёва.

На роль супруги Егора утвердили театральную актрису Александру Соловьёву, для которой это было первое появление в кино.

Мать Егора сыграла Стефания Станюта, его деревенского приятеля — Борис Новиков, а директора колхоза — Евгений Шутов.

В небольших ролях появились Наталья Медведева и Вера Титова, Валентина Ананьина и Пётр ЛюбешкинВалентин Голубенко и Юрий Саранцев.

Вышел фильм «Дом и хозяин» в конце 1968 года, спустя десять лет после того, как завершилась экранная история героя. Тода уже много было переосмысленно, были те, кто понял желание Егора уйти от непростой деревенской жизни, чтобы обеспечить себя и семью, но были и те, кто страстно его обличал. Но интересно, что сам сценарист и режиссёр Метальников своего героя не осуждал, считая, что не имеет на это права. Рассказывая об истории Егора Байнёва, он отмечал:

«Я вообще считаю, что не писательное это дело предписывать людям, где им жить: в городе или в деревне, в Москве или в Сибири. Единственное, что мы можем сделать, — это исследовать конкретную судьбу человека и объяснить, был ли он счастлив, живя в городе или в деревне, и почему».

В выборе Егора Байнёва, в его отрыве от родной земли, в которую он врос с детства, с семьёй, мысли о которой поддерживали его в плену, Будимир Метальников видел вину. Вину перед самим собой и, возможно, перед детьми, которых он так и не вырастил. Но таков был выбор, и возвратившемуся в пустой обезлюдевший дом уже немолодому мужчине нужно будет снова делать выбор.

В финале могу сказать, что «Дом и хозяин» — фильм хороший и качественный, хотя выдающимся его, наверное, не назвать. Безусловно, его сделал Иван Лапиков, случайное попадание актёра в картину — действительно большая удача. И соглашусь с режиссёром, что сложно представить тут кого-то другого. В передаче «Чтобы помнили» Леонид Филатов сказал, что

Лапиков как никто другой в кино выразил суть национальнго русского характер, и «Дом и хозяин» — очередное подтверждение этого мнения.

А ещё упоминание про немецкий плен вызвало у меня ассоциации с эпопеей «Вечный зов» (1973-1983), где Иван Лапиков великолепно сыграл очередного настоящего русского мужика (в хорошем, конечно же, смысле) Панкрата Назарова. Помните, кто там попал в немецкий плен?

Оцените статью
Фильм, где герой прошёл немецкий плен, но потерял дорогу в жизни
Странная и нелогичная концовка фильма «Высота», о которой многие не задумываются