Фильм, который режиссёру-дебютанту помогли сделать четыре мэтра

Писатель Валентин Распутин, режиссёр Глеб Панфилов, актёры Нина Русланова и Станислав Любшин — к началу восьмидесятых эти имена были прекрасно известны в стране.

Имя начинающего режиссёра Александра Итыгилова тоже знали, но в узкой кинематографической среде: он уже почти десять лет снимал фильмы как оператор. Короткометражка «Встреча» (1980) — его режиссёрский дебют, и он сразу же был отмечен специалистами.

Александр Итыгилов, по его словам, довольно быстро осознал, что быть лишь оператором — слишком мало для него.

Уже с первых работ он осознал, что хочет сам создавать фильмы, не просто выстраивать кадр, добиваясь световой и композиционной безупречности, а полноценно режиссировать его, работая и с исполнителями.

Это желание снова привело его во ВГИК, который он когда-то окончил, но уже на режиссёрский факультет. Итыгилов стремился попасть в мастерскую Глеба Панфилова, режиссёра, на которого он хотел равняться, и ему это удалось.

Мало того, между мастером и учеником сложилось полное взаимопонимание, позже, переросшее в сотрудничество.

Когда речь зашла о дипломной работе, Александр Итыгилов без колебаний выбрал прозу Валентина Распутина, одного из самых читаемых советских писателей.

Это был рассказ «Встреча», где действовали всего два персонажа, мужчина и женщина, когда-то любившие друг друга.

Николай и Анна случайно встретились после долгой разлуки на семинаре колхозников. Анна много лет назад вышла замуж за друга Николая Ивана, но мужчина погиб на войне. Потом у Анны был ещё один брак, но второй

супруг пьянствовал и поднимал на неё руку, и она решила, что одной быть лучше, чем жить с таким мужем.

Николай женат, но любовь к Анне не забыл. Немного выпив, Анна и Николай откровенничают, и Николай предлагает Анне выйти за него. Та соглашается, но чуть позже оказывается, что это небольшая дерзкая шутка. Николая это оскорбляет и он со зла оговаривает Ивана. Увы,

в гадкую ложь Анна верит, хотя это неправда, в чём Николай быстро сознаётся. Но вот Николаю Анна уже не верит и не доверяет.

Ещё задумывая фильм, Александр Итыгилов точно знал, кого он хочет видеть в своей ленте. Роли Анны и Николая он уже в мыслях отдал Нине Руслановой и Станиславу Любшину, талантливым актёрам со всесоюзной известностью.

У него были некоторые опасения, что Русланова и Любшин откажут ему, дебютанту, снимающему первую картину-дипломную короткометражку.

Но артисты согласились, и это стало удачей для всех:

Александр Итыгилов удачно стартовал, а в фильмографиях Нины Руслановой и Станислава Любшина появились мощные персонажи, сыгранные безукоризненно (хотя, возможно, «Встреча» — не самый популярный фильм).

Повезло начинающему режиссёру и со сценаристом: им стал сам Глеб Панфилов. В активе Глеба Панфилова сценариев десятки, но почти всегда он экранизировал их сам. Сценариев для других режиссёров у него наперечёт, а сценарий для новичка был только один, и это «Встреча». 

Панфилов же учил Александра Итыгилова взаимодействию с исполнителям, тем более что речь шла и маститых и опытных артистах. Позже режиссёр рассказывал:

«Конечно же, Панфилов прекрасно понимал, что всё, что есть во мне операторского, никуда не уйдёт, но хотел заставить сознательно отказаться от наработанного, накопленного заранее и вроде бы начать на абсолютно пустом месте».

Большая часть ленты снята в одних декорациях, изображающих скромный гостиничный номер, где и проводят время за беседой Анна и Николай.

Обладая особым операторским взглядом и руководимый мастером Глебом Панфиловым, режиссёр выстроил композицию аскетично, скупо, даже света в ней немного. Это было сделано умышленно:

зритель должен был не рассматривать обстановку, а сосредоточиться на героях, их словах, лицах, эмоциях. Главная ставка была на Нину Русланову и Станислава Любшина,

и актёры сделали всё, что от них зависело. Александр Итыгилов в интервью отмечал, что встреча с ним была настоящим подарком судьбы.

Отдельно ещё надо отметить крошечную роль Сергея Никоненко, который в кадре появился буквально на пару минут в образе не вполне трезвого соседа Николая по комнате и произнёс невнятные реплики.

Но этот герой тоже запоминается полнейшей достоверностью и жизненностью: таких персонажей каждый встречал в собственной жизни. Потом Сергей Никоненко часто снимался у Итыгилова.

«Встреча» вышла в 1980 году. Ленту отметили, режиссёр-дебютант заслужил лестные отзывы коллег и критиков и продолжил карьеру в кино уже как признанный режиссёр. К сожалению, Александр Итыгилов из жизни ушёл рано, но успел снять несколько успешных картин, которые до сих пор помнятся.

За два года до выхода фильма Александра Итыгилова году рассказ Валентина Распутина «Встреча» уже переносился на экран, и главные роли в версии 1978 года сыграли Лариса Малеванная и Кирилл Лавров. Вы сравнивали два варианта? какому фильму отдаёте предпочтение?

Оцените статью
Фильм, который режиссёру-дебютанту помогли сделать четыре мэтра
«Словно сглазил!» Актрисы, ощутившие «проклятие» Эльдара Рязанова