Фильм, который снимали как трагический детектив, но превратили в драму

Главным героем фильма «Инспектор ГАИ» (1983) стал честный и принципиальный гаишник, которого не сломили ни козни влиятельного директора техцентра, которому он перешёл дорогу, ни давление начальства.

Финал истории остался открытым, хотя и намекающим на благополучный исход, но

в сценарии и изначальном варианте картины конец был куда более мрачным.

Сценарист Александр Бородянский и режиссёр Эльдор Уразбаев познакомились во время работы над лентой «Смотри в оба!» (1981) и следующий фильм опять решили снять совместно.

Бородянский написал сценарий об инспекторе ГАИ Петре Зыкине, которого ничто и никто не может заставить отступить от правил.

Как-то Зыкин останавливает на дороге водителя, превышающего скорость. Этим водителем оказывается местная знаменитость, пусть и сравнительно недавно появившаяся в городе, — директор автосервиса Валентин Трунов.

К Трунову, пробивному, влиятельному, обладающему массой полезных связей, ходят на поклон все автовладельцы, в числе которых городские начальники.

Но «особый статус» Трунова Зыкина не останавливает, ведь нарушитель в любом случае должен быть наказан. Бескомпромиссность Зыкина и нежелание отказаться от долга становится причиной череды неудач:

инспектора без конца отчитывает начальник, потом его выгоняют из гоночной команды, сестру лишают долгожданного места, а самого Петра понижают в должности, а в перспективе могут понизить и в звании.

Всё это подстроено мстительным Труновым, но даже эти атаки не могут заставить Зыкина изменить себе.

На роль Петра Зыкинаа режиссёр утвердил Сергея Никоненко, хорошо известного зрителям. По сюжету Зыкин — рыжеволосый (за что его иной раз подразнивают) так что актёру пришлось согласиться на окраску шевелюры.

 Сергей Никоненко за роль взялся с удовольствием, хотя ему в очередной раз пришлось играть хорошего парня. Сам он позже говорил так:

«Над Зыкиным работалось как-то по-особенному увлечённо. и знаете почему? Потому что приятно иметь дело с таким человеком, для которого правда есть одна-единственная, вросшая в его плоть и кровь норма поведения, которую, хоть кол на голове теши, ничем не вытравишь. <…> Мне возразят: наивный человек он, этот Зыкин. Да побольше бы таких наивных, неискушённых, бескорыстных! Мы порой не замечаем, что именно на Зыкиных-то всё и держится».

Роль холёного барина Валентина Трунова идеально подошла Никите Михалкову.

С ним Эльдор Уразбаев тоже был знаком: Никита Михалков и его брат Андрей Кончаловский были сценаристами приключенческого боевика «Транссибирский экспресс», который Уразбаев выпустил в 1977 году.

Михалков прекрасно вписался в образ хозяина жизни, который считает, что ему дозволено больше, чем другим, а

их дуэт с Сергеем Никоненко стал классически контрастным как внешне, так и внутренне.

В роли начальника Зыкина майора Гринько предстал Олег Ефремов, роль смешного коллеги получил Виктор Ильичёв, руководителя стройтреста и одного из покровителей Трунова сыграл Николай Парфёнов.

В небольших ролях снялись Марина Левтова, Юрий Кузьменков, Николай Засухин, Вадим Захарченко.

А ещё в фильме появилась актёрская семья: Раиса Рязанова и её сын Данила Перов.

Раиса сыграла сестру Петра Зыкина, а Данила — её сына, племянника Петра.

По ходу съёмок разительно изменилась концепция фильма. Александр Бородянский писал сценарий как приключенческо-детективный, а противостояние Зыкина и Трунова там было основой серьёзной интриги. Изначально фильм таким и делали.

С помощью каскадёров сняли зрелищный эпизод погони Трунова на «Жигулях» за Зыкиным, несущимся на мотоцикле, гибель Трунова в этой опасной охоте и безуспешную попытку Зыкина его спасти.

Также предполагалось, что и сам Зыкин пострадает во время гонки и окажется в операционной, но ему повезёт больше, чем Трунову.

Однако в итоге Эльдор Уразбаев понял, что эти сцены, пусть и эффектные и впечатляющие, заслоняют основную идею картины — поединок двух характеров, двух полярных философий, двух жизненных позиций.

С тяжёлым сердцем режиссёр отправил метры плёнки в корзину, чтобы показать главное —

истинный герой может быть неприметен, особенно на фоне сияющих лже-героев, но правда остаётся на его стороне.

Фильм «Инспектор ГАИ» вышел в конце весны 1983 года.

Картина с довольно увлекательным сюжетом и прекрасным актёрским ансамблем внимание привлекла сразу, став одним из самых популярных фильмов, посвящённых работе милиции, в том числе ГАИ, хотя несгибаемый Петя Зыкин многим показался едва ли на фантастическим героем.

Но, думаю, тут снова будет уместно привести слова Сергея Никоненко, в рассказе о фильме сказавшим:

«Но тяга к идеалу в искусстве так же, как и простое желание встретить хорошего человека, будет существовать всегда, ибо она, наверное, его самый главный и надёжный двигатель».

Оцените статью
Фильм, который снимали как трагический детектив, но превратили в драму
Кто не попал в титры фильма «Новые приключения неуловимых», но их можно узнать