Мелодрама «Встречи на рассвете» вышла летом 1969 года, но уже через месяц все копии изъяли из кинотеатров и убрали в архив. Произошло это потому, что
писатель Анатолий Кузнецов, удачно переработавший собственную повесть в сценарий, отправился в заграничную командировку и попросил на Западе политического убежища. В СССР он больше не вернулся, и этот поступок привёл к тому, что фильм, весьма тепло принятый критиками, тут же забыли.
Повесть «У себя дома» — одно из двух наиболее известных произведений Анатолий Кузнецова. Писатель опубликовал её в 1964 году а спустя четыре года её экранизировали молодые режиссёры Эдуард Гаврилов и Валерий Кремнёв. Кинематографический дуэт образовался ещё во время учёбы будущих режиссёров во ВГИКе, и новая работа стала их третьей совместной.
Сценарий попросили написать автора повести, что Анатолий Кузнецов охотно сделал. Лента получила название «Встречи на рассвете».
Сюжет в целом назвать оригинальным сложно: девушка приезжает в деревню, чтобы трудиться на ферме. Но это не просто городская жительница, внезапно захотевшая познать сельскую жизнь: когда-то Галя Макарова жила тут с матерью, одной из лучших доярок района, но в войну, когда стало особенно сложно, семья перебралась в город. Мать Гали умерла, поэтому та воспитывалась в детдоме. Ну а сейчас Галя вернулась на малую родину и хочет продолжить династию и быть дояркой.
Девушка она трудолюбивая, честная, ответственная, так что скоро завоёвывает авторитет среди других доярок, а благодаря её принципиальности с фермы изгоняют заедующую Софью Васильевну, стяжательницу и лентяйку. А ещё Галю настигает личное счастье: у неё завязываются отношения с местным пастухом Костей.
Но чуть позже она узнаёт, что Костя — мужчина любвеобильный, и не одна девушка из числа местных побывала в его объятьях. Да и сейчас Костя, похоже, не прочь приударить за какой-нибудь симпатичной односельчанкой. Такая неразборчивость вкупе с некоторым пристрастием Кости к спиртному Гале не по нраву, поэтому она, несмотря на любовь к нему, всё же решает его оставить.
На главную роль утвердили начинающую актрису Тамару Дегтярёву. Это имя ничего не говорило зрителям, для Тамары «Встречи на рассвете» стали первым появлением в кино. Но талант молодой исполнительницы заметили сразу же: выбор главной актрисы критики назвали большой удачей. В рецензии в журнале «Искусство кино» о Тамаре Дегтярёвой написали:
«… не можешь отделаться от мысли, что, вынашивая вместе с героиней тот ил иной поступок, актриса при этом и для себя и для своих сверстников что-то решала в жизни».
А вот ветреного пастуха Костю сыграл актёр, уже куда более известный, — Юрий Назаров. Его исполнение тоже удостоилась похвал, да и в целом дуэт Гали и Кости явно сложился,, хотя герои эти очень разные душевно.
В том же «Искусстве кино» роли Юрия Назарова дали такую характеристику:
«Среди актёрских достижений фильма — пастух Костя в исполнении Ю. Назарова. Его наивный, инертный цинизм, его неспособность понять, что жить можно лучше, чище, артист передаёт не менее убедительно, чем Дегтярёва — душевную одержимость Гали Макаровой. На этом строится драматизм их взаимоотношений».
Среди других режиссёрских удач — Георгий Жжёнов в роли председателя колхоза, который поначалу с явным недоверием отнёсся к городской девушке, явившейся в деревню (видимо, уже сталкивался с городскими), Светлана Харитонова в роли одной из доярок, Анатолий Кузнецов в роли деятельного парторга.
При этом два образа киноведы раскритиковали: это заведующая фермой Софья Васильевна и зоотехник Цугурик, которых сыграли Ольга Аросева и Владимир Андреев. Слишком уж напористы, грубы и плоски получились эти персонажи, да и Ольга Аросева на ферме выглядела инородно.
В других ролях ищите Клавдию Хабарову, Люсьену Овчинникову, Эллу Некрасову, Ларису Виккел, Тамару Совчи, Евгения Шутова.
Как и сказано в начале, у мелодрамы «Встречи на рассвете» судьба не сложилась, несмотря на то, что встречу ему оказали тёплую. Представляя фильм, журнал «Спутник кинозрителя» отмечал:
«Фильм наполнен предчувствием доброго, лучшего. Его светлую тональность подчёркивает то поэтическое чувство, с которым снята природа — ширь и раздолье полей, дымка предрассветных туманов».
Увы, решение писателя Анатолия Кузнецова перечеркнуло успешное будущее картины Эдуарда Гаврилова и Валерия Кремнёва. Кстати, после этого вместе они больше не работали, каждый пошёл своим путём.
Анатолий Кузнецов за границей больше ничего не написал и ушёл из жизни спустя десять лет, не дожив до 50.
А главная актриса фильма Тамара Дегтярёва спустя несколько лет полуит роль, которая прославит её на всю страну — это будет скромная, молчаливая и верная Агата, жена Ивана Савельева из эпопеи «Вечный зов» (1973-1983).
А как вы считаете, стоит ли «наказывать» литературные или кинематографические произведения из-за поступков их авторов?