Фильм, на съёмках которого актёр сцепился с рысью

Лента «Звероловы» (1959) стала в каком-то смысле предшественником одной из самых любимых советских телепередач «В мире животных».

«Звероловы»  художественная картина, однако в ней очень много кадров, снятых на природе, где животные ведут себя естественно.

Конечно же, были на площадке и специально подготовленные животные, которые снимались рядом с людьми. В их числе та самая рысь, которая по сюжету напала на героя, и тигр Пурш, воспитанник дрессировщицы Маргариты Назаровой и кинозаменитость, прославившийся после комедии «Укротительница тигров» (1954).

Съёмки фильма стали настоящим приключением для актёров и не только потому, что им пришлось столкнуться с дикой природой, но и потому, что многие сами выполняли непростые трюки.

Любопытно, что создавалась игровая картина на киностудии «Моснаучфильм», специализировавшейся на кино документальном и учебном. Сценарий написали Симона Бурлюк и А. Жадан (так и не удалось найти имя сценариста Жадана).

Жадан в прошлом был звероловом, поэтому досконально был знаком с принципами охоты, в том числе на хищников. Собственно, его охотничьи записки и стали основой сценария фильма.

Он же был и вторым режиссёром, его трудами созданы многие сцены, Жадан сам часами просиживал в кустах, чтобы снять в естественных условиях птиц и зверей. Снимал ленту Глеб Нифонтов, режиссёр-документалист, но уже чуть ранее попробовавший себя в игровом кино.

Общее руководство осуществлял Александр Згуриди, которого вполне можно назвать главным анималистом советского кино: на его счету десятки лент о природе, а в шестидесятые именно Згуриди придумал телепрограмму «В мире животных» и был её первым ведущим.

По сюжету начинающий молодой охотник в компании более опытных осваивает профессию зверолова.

Поначалу он допускает ошибки, но в итоге становится бесстрашным и умелым мастером. Этого героя, Степана Егорова, сыграл Иван Савкин.

В других ролях Борис Ситко, Георгий Милляр, Пётр Любешкин, Даниил Нетребин. В одной из второстепенных, но важных ролей появился Раднэр Муратов, а небольшая женская роль досталась Александре Даниловой, начинавшей карьеру с исторических картин, а позже ставшей королевой эпизода.

Съёмки «Звероловов» проходили по всей стране. Так,

эпизод с ловлей пеликанов снимали на озере Ак-Су, крпунейшем пристанище пеликанов в СССР.

А. Жадан и его помощник полтора месяца провели на озере, чтобы заснять уникальные кадры, из которых в фильм вошло всего несколько минут. Кстати, занимались кинематографисты не только съёмкой, они поймали на озере 16 пеликанов и 10 бакланов, которых потом переправили в Центральную Россию.

Эти птицы потом появились в других эпизодах.

Непросто было снимать и добычу беркутёнка. Беркуты строят гнёзда в недоступных местах на горах, так что пришлось подключаться альпинистам. Они взобрались на соседнюю отвесную стену и сняли гнездо с помощью телеобъектива.

А самого малыша достали из гнезда киргизские охотники, потом беркутёнок стал героем фильма, правда, снимался уже в специально обустроенном гнезде на менее опасном участке горы. Альпинисты же дублировали актёров в опасных сценах, когда их герои пробираются к гнезду.

Одним из самых ярких сцен стало нападение на Егорова рыси. Рысь доставили на зообазу на Клязьме, где снималась основная часть фильма, задолго до начала работы. Сначала дикую кошку приучали кормиться на одном и том же дереве, потом дрессировщик учил её спрыгивать на плечи человеку.

Планировалось, что в эпизоде снимется дрессировщик, но Иван Савкин решился на трюк сам.

Конечно, рысь перед камерой скорей играла, чем была настроена агрессивно, но от когтей Ивану Савкину пришлось всё же защищаться несколькими слоями одежды.

Апофеоз фильм  выслеживание и поимка тигра. Могучего хищника сыграли три кошки, в числе которых был и Пурш. Первой снимали сцену сражения тигра с кабаном. В ней снимался тигр Тайфун, бойцовским характером не обладавший.

На удивление кабан оказался более злым и атаковал недоумевавшего тигра. В ходе съёмок тигр, нашедший-таки в себе силы сразиться с кабаном, одного животного загрыз, так что потребовался второй «актёр».

Сцену снимали более месяца, хотя на экране всё заканчивается за минуты.

Животные находились в большом огороженном вольере за массивной решёткой, а киношники располагались снаружи.

Но ещё более интригующей и пугающей выглядит на экране эпизод с нападением тигра на охотника. Здесь оказался незаменимым тот самый ручной Пурш. Но даже его дрессировщик Константин Константиновский больше года готовил к работе.

Он же продублировал актёра в кадре: несмотря на добродушность Пурша, ставить рядом с ним актёра режиссёры не решились.

Ну а в сцене поимки снялся уже третий тигр. В ней приняли участие бригада реальных уссурийских звероловов, прибывших с Дальнего Востока во Владимирскую область специально для съёмок.

На счету этих мастеров-охотников было уже 17 пойманных хищников, при них были собаки-звероловы, тоже мелькающие в кадре.

Они-то и орудовали мощными рогатками, укладывая тигра на землю.

Несмотря на все предосторожности и крайне береное отношение к животным, не удалось избежать гибели двух зверей. Первым стал сайгачонок, которого отлавливают в степи. Слишком молодой и слабый детёныш не выдержал длительного бега и умер.

Второй жертвой стал кабан, атакованный тигром. Кроме того, несколько охотничьих собак пострадало, когда уссурийские звероловы натравливали их на тигра.

Удивительно, но

главный актёр фильм «Звероловы» Иван Савкин, поразивший и коллег, и охотников, отвагой, пострадал от одного из самых, казалось бы, безобидных участников.

Иван Савкин научился верховой езде и наравне с охотниками скакал по степи. Он сам проделал трюк, когда Егоров прыгает со скалы на ружьё, подвешенное на верёвке. Конечно, снимали сцену не на многотысячной высоте, как кажется зрителю, но всё же не в метре от земли.

Сам он снялся и в сцене с рысью, получив пару царапин, и брался за дикобразов с их тонкими и колкими иголками. Но больше всего актёра потрепали пеликаны, с виду забавные, но обладающие очень сильными и цепкими клювами.

Пеликаны буквально защипывали Ивана Савкина, оставляя на руках и лице заметные и болезненные отметины.

Фильму «Звероловы» уже больше 60 лет. Но смотрится он и сейчас на редкость увлекательно. И, конечно, основное его достоинство  природа, причём показанная документально и с истинной любовью. В статье в журнале «Советский экран» о ленте написали:

«Издавно в среде кинематографистов ведётся спор о том, можно ли в научном фильме о жизни и повадках самых различных диких зверей показывать людей не только как демонстраторов или экскурсоводов, но и как действующих лиц. То, что сделал творческий коллектив «Звероловов», наглядно убеждает, что такое совмещение биологии с человеческой драматургией вполне правомерно».

Оцените статью