Фильм о подводниках, премьеру которого не увидел главный актёр

Юрий Каморный, сыгравший роль командира подводной лодки в драме «Правда лейтенанта Климова», ушёл из жизни в 37 лет. Съёмки фильма и озвучание к тому моменту были уже завершены, но

лента в прокат вышла лишь спустя несколько месяцев, в мае 1982 года. Для Юрия Каморного роль подводника стала последним появлением в кино,

хотя зрители смогли увидеть актёра и немного позже, когда на экраны тв спустя год вышел литовский детектив «Игра без козырей», снятый на Литовской киностудии, где Юрий Каморный снялся уже после «Правды лейтенанта Климова». По трагичному совпадению недолгую жизнь прожил и партнёр Каморного по съёмкам Андрей Ростоцкий, ставший самим лейтенантом Климовым: ему судьба отвела всего 45 лет.

В основе фильма лежит повесть писателя Леонида Крейна «Дуга большого круга». Леонид Крейн флотскую жизнь познал на собственном опыте: он был нахимовцем, потом окончил Ленинградское Высшее военно-морское училище подводного плавания, отслужил на флоте. Потом Крейн решил выбрать журналистскую карьеру, но всё равно море его не отпускало: он много лет проработал в редакции газеты Северного флота. Повесть «Дуга большого круга» вышла в 1980 году и почти сразу же было принято решение её экранизировать.

Сценарий написал сам Леонид Крейн, изначально он получил то же название и в работу картина пошла как «Дуга большого круга».

Уже в процессе съёмок фильм переименовали, используя фамилию центрального персонажа — Павла Климова, который до поры до времени предпочитает держать свою правду при себе.

Начинается история с того, что молодой подводник попадает неприятную ситуацию: за драку на улице его понижают в звании и отправляют на Северный флот. Руководству известно, по какой причине Климов сюда прибыл, поэтому несмотря на его штурманский диплом и отличные знания, его пока оставляют на берегу и доверяют только работу на тренажёре. Павел Климов, надо сказать, не отличается сдержанностью, остёр на язык и не упускает возможности высказать своё мнение, что, разумеется, не улучшает его репутацию. Однако судьба дарит ему счастливый шанс: его берёт к себе капитан Степанов, командир подводной лодки, который видит за напористостью и напускной дерзостью Климова сильный характер и любовь к делу.

Параллельно выясняется, почему же Климова постигло служебное наказание: оказывается, метким ударом на улице он сразил не просто прохожего, а любовника, которого застал у молодой жены. С уравновешенным и не по годам мудрым Степановым у Климова, несмотря на его резкость, отношения складываются, и в решительный момент именно он в паре с товарищем устраняет серьёзную проблему (на глубине у субмарины заклинил кормовые рули), а потом прокладывает оптимальный маршрут, чтобы экипаж успел выполнить задание.

Роль Павла Климова сыграл Андрей Ростоцкий, сын знаменитой кинематографической четы — актрисы Нины Меньшиковой и режиссёра Станислава Ростоцкого. Андрей протекцией родителей в кино не пользовался, пробиваясь на экран самостоятельно, а впервые на экране появился, ещё до окончания школы. Уже во ВГИКе Андрей Ростоцкий начал активно сниматься, и к 24 годам у него уже было более десятка фильмов, включая такие громкие, как «Дни Турбиных» (1976), «Конец императора тайги» (1978), «Эскадрон гусар летучих» (1980). Режиссёры ценили молодого актёра не только за талант, но и за энергичность, смелость и безудержное желание все делать самостоятельно. Андрей Ростоцкий много занимался спортом, постоянно совершенствовался в верховой езде и фехтовании и всегда снимался даже в небезопасных сценах сам. Кстати,

в «Правде лейтенанта Климова» Андрей Ростоцкий, которую делали на киностудии «Ленфильм», снимался одновременно с работой в военной драме «Подснежники и эдельвейсы» (1982), а её создавали на Кавказе, так что актёру пришлось постоянно перемещаться между севером и югом страны.

Но вживался в образ моряка-подводника Андрей Ростоцкий с удовольствием, в интервью позже он рассказывал, что у него была мечта надеть морскую форму, и наконец она сбылась, пусть и лишь на съёмочной площадке. Артисты получили возможность тесно соприкоснуться с морской романтикой и в полной мере познать, что такое морское братство.

Режиссёром драмы «Правда лейтенанта Климова» назначали дебютанта Олега Дашкевича. Режиссёрский опыт у него был внушительный, но не в кино: Олег Дашкевич был театральным и телережиссёром. Он побывал вторым режиссёром, снял короткометражку, а с «Правдой лейтенанта Климова» дебютировал как самостоятельный режиссёр игрового кино. К слову, ему на этот момент уже 50 лет. Олегу Дашкевичу удалось достоверно показать на экране флотскую обстановку, распорядок жизни на подлодке, да и в целом атмосферу жизни подводников. И в этом нет случайности.

Дело в том, что

в годы войны 13-летнего Олега (а тогда ещё Арнольда) Дашкевича спасли от голодной смерти в Ленинграде моряки минного тральщика, которые зачислили парня к себе юнгой. Когда тральщик погиб, будущий режиссёр перешёл на судостроительный завод, где собственными руками создавал военные корабли.

Потом в жизни Дашкевича были и походы на тех самых военных кораблях, и даже выходы в море на подводных лодках. Как оттуда он почерпнул все те знания, которые потом постаралась показать в кино.

Роль командира подлодки Степанова получил Юрий Каморный, один из самых любимых советских актёров. К нему популярность пришла сразу после дебюта в военном фильме «Зося» (1967), и с того момента актёр снимался много и успешно. Скорее всего, даже в зрелости Юрий Каморный не утерял бы ни мужской привлекательности, ни харизматичности и продолжал бы карьеру, но, увы, этого уже не узнать.

В других ролях в фильме ищите Павла ИвановаПетра Шелохонова, Бориса Химичева (с похожим, но всё же чужим голосом. Актёра озвучил Игорь Ефимов, феноменально умевший подстраиваться под коллег),

Ивана Краско, Юрия Соловьёва.

Изменницу-жену Павла сыграла начинающая Елена Кондулайнен, а в роли дочери соседей по коммуналке Павла, бойкой студентки Ирины — ленинградская актриса Ирина Гусева (с не менее задорным голосом Марины Дюжевой).

Зрители увидели «Правду лейтенанта Климова» весной 1982 года и приняли фильм хорошо. В немалой степени этому способствовало участие в нём любимцев женской части аудитории — Юрия Каморного и Андрея Ростоцкого.

Ростоцкий, предствляя ленту, так обрисовал её тему:

«Главное (и самое романтичное) здесь — это отношения, которые складываются на флоте между людьми. Морское дело — строгое, и люди на кораблях должны полностью полагаться друг на друга. А это возможно только если их сердца открыты, если каждый понимает и уважает в товарище его «правду» — те нормы, принципы, нравственные основания, на которых строится характер человека. Поэтому-то моряки так требовательны и одновременно так чутки друг к другу. Поэтому тj, что происходит в душе у каждого, важно для всех».

Согласны?

Оцените статью
Фильм о подводниках, премьеру которого не увидел главный актёр
«Старомодная комедия»- забытая ныне отрада для души.