Фильм «Последний дюйм». Почему советские чиновники увидели в нём пропаганду Запада, а зрители, наоборот, жесткость капитализма?

31 мая 1959 года в Москве на Ленинградском проспекте в кинозале гостиницы «Советская» состоялся предпремьерный показ приключенческого художественного фильма «Последний дюйм». В зале присутствовали приглашенные гости из числа журналистов, работников кино и чиновников.

Всесоюзная премьера состоялась через неделю, и картина имела успех у зрителей. В 1959 году фильм был в числе лидеров проката, и его посмотрели 25 миллионов зрителей.

Киноленту по одноименному рассказу Джеймса Олдриджа сняли два молодых режиссёра — Теодор Вульфович и Никита Курихин.

Известно, что этот рассказ английский писатель написал в Советском Союзе, когда летом 1957 года отдыхал на Чёрном море в Гаграх. Рассказ «Последний дюйм» был впервые опубликован в СССР, и всего через месяц после этого советский драматург Леонид Белокуров написал сценарий к фильму.

В итоге получилось, что советский фильм по произведению британского классика вышел у нас на экраны даже раньше, чем рассказ впервые был опубликован на родине писателя в Англии.

История, рассказанная автором, произошла на Красном море в вымышленном египетском городе Маргада, прототипом которого стал хорошо известный российским туристам город Хургада. А в середине прошлого века он носил название Эль-Харгада.

В начале 50-х годов это был маленький рыбацкий городок с небольшим аэродромом, которые построили британцы ещё до начала войны за Суэцкий канал. В курортную зону этот город начал превращаться лишь в конце 70-х. Писатель долгое время проживал в Египте, поэтому в его творчестве много рассказов об этой африканской стране.

Картину снимали летом 1958 года на побережье Каспийского моря недалеко от Баку. В фильме сыграли замечательные советские актёры: Николай Крюков, Иван Дмитриев, Михаил Глузский, Алиага Агаев и др.

Главную роль вместе с Крюковым исполнил 13-летний московский школьник Слава Муратов. О нём известно, что он не стал актёром, а посвятил свою жизнь военной карьере.

Лейтмотивом фильма звучит песня «Тяжёлым басом гремит фугас…», написанная композитором Моисеем Вайнбергом на слова Марка Соболя. Песня была создана специально для этой картины.

Фильм «Последний дюйм» завоевал несколько наград на кинофестивале в Минске, но после завершения всесоюзного проката его нечасто показывали по телевидению.

Один из бывших членов худсовета «Мосфильма» рассказывал, что в конце 60-х появились списки фильмов, которые не были запрещены официально, но не рекомендовались к показу.

Эти фильмы крайне редко включали в сетку телевизионного вещания и не выдавали в кинопрокате. Так вот, по его утверждению, фильм «Последний дюйм» тоже фигурировал в том списке за якобы пропаганду западного образа жизни.

Но если спросить обычных советских зрителей тех лет, то большинство из них, наоборот, видели в этой кинокартине жестокость капитализма, когда главному герою, чтобы нормально существовать, приходилось заниматься не своим делом и рисковать жизнью.

Лично у меня такое отношение к этому фильму остаётся и сегодня. Да и слова из песни красноречиво это подтверждают. Поэтому, с моей точки зрения, опасения советских цензоров были напрасными.

Оцените статью
Фильм «Последний дюйм». Почему советские чиновники увидели в нём пропаганду Запада, а зрители, наоборот, жесткость капитализма?
Неприличные секреты «того самого Бэкингема»: любил и королеву, и короля