Фильм «Робинзон Крузо» 1947 года. Капризы Кадочникова и знаменитый режиссёр Юрий Любимов в образе дикаря Пятницы

В первые послевоенные годы руководством Госкино было принято решение о создании серии приключенческих кинолент по мотивам английских и американских классиков.

Наш народ с трудом выходил из депрессии после тяжёлой войны, поэтому требовались увлекательные фильмы, которые были бы интересны и детям, и взрослым.

На призыв тут же откликнулись многие советские режиссёры и сценаристы. Среди них был и Александр Николаевич Андриевский. С самого начала своей деятельности режиссёра и сценариста он увлекался приключенческими сюжетами.

А его первой самостоятельной работой был полнометражный фантастический фильм «Гибель сенсации» на модную в те годы тему механических роботов.

Позже Александр Николаевич рассказывал коллегам, что впервые роман о Робинзоне Крузо он прочитал ещё в своём дореволюционном детстве, и с тех про это была одна из самых любимых книг.

Сценарий к будущей картине он написал сам менее чем за месяц и почти сразу получил разрешение на съёмки фильма. В 1946 году он возглавлял первую экспериментальную студию «Стереокино», поэтому фильм собирался снимать не только в обычном формате, но и стереоверсию.

Съёмки картины проходили на черноморском побережье Грузии на базе Тбилисской киностудии. На главную роль Андриевский пригласил настоящую кинозвезду тех лет — Павла Кадочникова.

В 40-е годы он был нарасхват у кинорежиссёров. На многие приглашения он отвечал отказом в силу своей загруженности, но на роль Робинзона актёр согласился.

Как позже вспоминал Андреевский, решающим фактором для его согласия было то, что фильм планировались снимать летом на берегу моря, где для проживания ему был обещан отдельный номер люкс в местном доме отдыха.

Андреевский рассказывал, что на съёмках он себя вёл как капризная кинозвезда. Часто просил длительные перерывы между дублями и, несмотря на то, что они отставали от графика, требовал два выходных дня в неделю.

Режиссёру приходилось планировать работу всей съёмочной группы в выходные дни с расчётом того, что Кадочникова площадке не будет.

Вторую главную роль аборигена Пятницы сыграл 29-летний актёр Юрий Любимов. Тогда он ещё не был режиссёром и служил рядовым актёром в труппе Театра имени Вахтангова.

И если на роль Робинзона после согласия Кадочникова проб не проводили, то на роль Пятницы в чёрный грим покрасили более десятка разных актёров, половина из которых были из местной киностудии.

Как позже с улыбкой вспоминал оператор фильма Александр Астафьев, грузины в гуталине напоминали больше паровозных кочегаров или шахтёров, но только не папуасов.

А Юрия Любимова выбрали за то, что ему лучше других на пробах удалось изобразить на лице состояние глупой наивности, которое соответствовало описанию в романе.

Правда, Андриевский потребовал от Любимова, чтобы тот срочно скинул пару килограмм, что молодой актёр послушно сделал.

Как и планировалось, фильм был снят в двух форматах. Премьера стереоскопической версии состоялась в феврале 1947 года в кинотеатре «Москва». На просмотр были приглашены не только журналисты и специалисты кино, но и чиновники, многие из которых пришли с семьями.

К сожалению, в те годы массовая демонстрация стереофильмов в стране была невозможна из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Зато обычная версия «Робинзона Крузо» сразу нашла своего зрителя. Только за первые два года проката (1948-1949) фильм Андриевского посмотрели не менее десяти миллионов зрителей.

Оцените статью
Фильм «Робинзон Крузо» 1947 года. Капризы Кадочникова и знаменитый режиссёр Юрий Любимов в образе дикаря Пятницы
«Военно-полевой роман»: ещё раз о любви – негромко, небанально и без пафоса