Фильм «Сестрички либерти»: история о том, что рожденный ползать летать не может

Этот фильм принято отчаянно ругать.

Дескать, очень уж он чернушный, беспросветный, много в нем всяких мерзостей показано. Тут тебе и сексуальное насилие, и художник нетрадиционной ориентации, и нищета духовная, доводящая до подлейших поступков.. Некоторые и вовсе говорят: эта кинолента – однодневка в духе разнузданных девяностых.

Сразу скажу: с таким мнением не согласна. Потому что мелодрама «Сестрички либерти» режиссёра Владимира Грамматикова 1990г как раз-то со смыслом.

А сюжет, напомню, такой.

Две юные сёстры-близнецы, Вера и Люба, работают на швейной фабрике. Живут в коммуналке. В свободное время встречаются с парнями, выпивают, ссорятся, играют в карты.

И вдруг в их серой жизни случается событие. Они встречают некоего фотографа Сержа, который предлагает им стать моделями для фотопроекта о моде серебряного века, а точнее стиля «либерти».

Обращает он внимание на этих простых девчонок из-за их фактуры: природа наделила их красотой, как раз подходящей для эстетики начала прошлого века.

И вот начинается преображение. Девушки облачаются в старинные наряды с перьями, вуалями, затягиваются в корсеты, бархат и шелка. Чтобы сестрицы полностью вошли в образ, Серж становится им настоящим Пигмалионом.

Рассказывает им о загадочной эпохе модерна, учит манерам. Скажем, втолковывает им, что утонченные барышни прошлого всегда томны, загадочны, никогда не едят на людях, а лишь безразлично отламывают маленький кусочек изысканного бисквита….

Конечно, общение с фотографом, с его друзьями, представителями богемы, а главное, созерцание тех эстетских фоторабот, что художник сделал с их участием, меняет девушек. Прямо, скажем, поднимает их в собственных глазах.

Они понимают, что могут быть прекрасными, неземными, избранными. Они даже перестают общаться со своими прежними быдловатыми приятелями.

Вот тут-то и использовать бы им момент. Скажем, серьезно взяться за свое образование, задуматься о достойном будущем.

Но все складывается по-иному. Страшно и непредсказуемо…

Дело в том, что Вера, Люба – абсолютно испорченные девицы. С гнильцой, как говорят в народе. Словно красивое наливное яблоко, которое надкусишь – а внутри червь… Может, виной воспитание, может, среда, в которой росли. Мать у них умерла, отец – алкоголик. Дед и вовсе – деревенский колдун.

Моральные ориентиры для сестричек напрочь отсутствуют. Скажем, они не видят ничего дурного, чтоб отдаться незнакомцу за деньги (что и предлагают Сержу поначалу, но ему, правда, в этом качестве они не интересны).

Совершить преступление – для сестренок тоже не вопрос. Блаженная и чаемая цель для каждой из них – занять попрестижней место под солнцем ( в заморском краю, конечно). Любой ценой. Абсолютно любой.

Имена сестричек – издевка, горькая ирония. Никакой веры и любви в этих созданиях в помине нет. Потому что они – злобные, подлые, расчетливые, недалекие. Очень жалкие.

Вот и получается, что вся эта жутковатая история про сестриц-близняшек – самая настоящая иллюстрацию к известному горьковскому афоризму: «рожденный ползать летать не может».

Как не старались сестрички преобразиться в благородных барышень, как ни рядились в умопомрачительные старинные наряды, а ничего у них не вышло. Нутро осталось прежнее – маргинальное и преступное. Для которого нормальным является и колдовство, и обман, и разврат , и преступление. И даже предательство друг друга.

Потому что, когда нет духовного стержня, генетически заложенной морали, культуры, воспитания, никакой изысканный стиль «либерти» не спасет.

И, самое главное, как кажется мне, что эта история могла случится где и когда угодно. Необязательно в неприличные, проклинаемые ныне многими 90-е.

Потому и фильм «Сестрички либерти», может, и стоит того, чтоб пересмотреть сегодня.

Оцените статью
Фильм «Сестрички либерти»: история о том, что рожденный ползать летать не может
50 лет фильму «В бой идут одни «старики»: чем Леонид Быков «зацепил» зрителя