Фильм, в котором дебютировали сразу три будущие кинозвезды, но их там не узнать

Поставил эту ленту настоящий мастер — Михаил Ромм. Но как раз

он-то картину не очень любил, несмотря на то, что она принесла ему очередную порцию успеха, зрительской любви и уважения коллег. Если кто-то задавал ему вопросы об «Убийстве на улице Данте», Ромм мрачнел, уходил от темы и закрывался.

Долгие годы причина такого недовольства режиссёра никому не была понятна, и раскрылся секрет лишь после его ухода из жизни.

Сценарий о французской актрисе, сын которой стал коллаборационистом, Михаил Ромм написал в конце сороковых вместе с Евгением Габриловичем, с котором уже поработал и нашёл общий язык. Но тогда, после войны, на кино денег выделялось мало, да и картины требовались патриотические и духоподъёмные, и драма об иностранцах, пусть и политическая, чиновников не заинтересовала. Сценарий отправился на полку до лучших времён. И таковые наступили с началом оттепели, когда жизнь стала чуть более свободной. В 1955 году Михаил Ромм приступил наконец к съёмкам фильма по собственному сценарию «Убийство на улице Данте».

Главную роль в картине Ромм отдал супруге, актрисе Елене Кузьминой. Собственно, он и сценарий писал как раз под неё, ведь Елена постоянно снималась у мужа. Когда всё было готово, а съёмки должны были вот-вот начаться, вышло постановление о запрете режиссёрам снимать жён. Актрису пришлось в срочном порядке менять (и об этом чуть ниже).

На роль сына главной героини, актрисы Мадлен Тибо, попробовалось множество молодых исполнителей, но Ромм никак не мог выбрать нужного. И тут

неожиданно помог оператор и давний приятель режиссёра Борис Волчек, с которым Ромм работал уже не впервые. Точнее, не сам Борис, а его дочь Галина, которая училась в Школе-студии МХАТ.

Она посоветовала позвать на пробы своего однокурсника Михаила Козакова, тогда ещё совсем молодого студента. И именно в Михаиле режиссёр и увидел перебежчика Шарля, не побоявшегося наставить оружие на собственную мать.

Михаил Козаков привёл на площадку знакомого, когда лишь недавно поступил в Школу-студию и уже мечтал о ролях. Это был Валентин Гафт, которому Ромм дал небольшую роль друга Шарля.

А Елена Кузьмина как-то приметила на студии ещё одного молодого актёра, который уже отчаялся получить хоть какую-нибудь роль.

Ей актёр приглянулся, он почти за руку привела его к мужу, и тот нашёл роль и для этого исполнителя. Правда, состояла она буквально из нескольких фраз, зато публика впервые услышала об Иннокентии Смоктуновском. На экране его узнать невозможно: у него угольно-чёрная шевелюра и усы, и только, пожалуй, по голосу можно определить, что перед нами будущий Гамлет и Юрий Деточкин.

На съёмки группа отправилась в Ригу.

В Прибалтику кинематографисты уезжали всякий раз, когда создавались фильмы о загранице.

Бутафоры, декораторы, помощники оператора развесили на улицах, где предполагалось снимать, иностранные вывески, чтобы сделать их ещё более похожими на европейские. И как раз в этот момент на площадке появилась новая исполнительница Мадлен. Это была Элина Быстрицкая, которая и заменила Елену Кузьмину.

Быстрицкую пригласили в экстренном порядке, без проб, даже сценарий ей вручили по пути в Ригу. Но уже после первых дублей стало очевидно, что дуэт с Михаилом Козаковым идеально органичным не выглядит.

Дело было в том, что Элина Быстрицкая была всего на шесть лет старше 21-летнего Михаила Козакова, а по сюжету она была его матерью! Даже со скидкой на то, что героиня Быстрицкой, Мадлен, — актриса, красивая, эффектная женщина, следящая за собой, рядом с киношным сыном она смотрелась ровесницей. Тем не менее Ромм продолжил съёмки. Но ближе к концу случилась неприятность: Элина Быстрицкая серьёзно заболела. Врачи настаивали на госпитализации с последующей многомесячной реабилитацией. Режиссёр принял решение сложное и рискованное: снова заменить исполнительницу и переснять эпизоды с Мадлен.

На этот раз пригласили Евгению Козыреву, тогдашнюю театральную королеву Москвы. Ей, артистке с выраженным трагедийным талантом, роль удалась на все сто, и это после единодушно отмечали и зрители, и критики. Правда,

в некоторых эпизодах всё-таки осталась Элина Быстрицкая. Чтобы их переснять, попросту не хватило средств. Но заметить Элину Авраамовну можно лишь только при очень внимательном просмотре фильма и только нв вторых планах.

В 1956 году «Убийство на улице Данте» вышло в прокат. Аудитория была в восторге, ленту посмотрели миллионы. При этом даже критики оказались на стороне зрителей, что случается далеко не всегда, и писали лестные отзывы. Но сам

Михаил Ромм испытывал внутренний дискомфорт и считал, что история не удалась, хотя и не мог объяснить почему именно.

И тогда он предложил высказаться о драме своим студентам-вгиковцам, среди которых были Василий Шукшин и Андрей Тарковский. И студенты не постеснялись раскритиковать произведение мастера. После этого Михаил Ромм серьёзно пересмотрел свой взгляд на кино и драматургию, отказался от сотрудничества с давнишними коллегами Евгением Габриловичем и Борисом Волчеком и на несколько лет вообще отказался от съёмок. И только

после ухода режиссёра из жизни была найдена аудиозапись, где он раскрыл, почему не любил этот фильм.

Там Ромм говорил, что «Убийство на улице Данте» — вторично, что он сам в этой картине многократно повторился. И для него самого

это стало колоссальным разочарованием (поистине фантастическая самокритичность! Жаль, это качество совсем не свойственно сегодняшним творцам).

После этого Ромм поклялся самому себе, что отныне будет снимать только фильмы о современниках и о своей стране, актуальные, в которые он будет полностью погружён, и говорить только о том, что его всерьёз волнует. И первой работой «обновлённого» Ромма стали «Девять дней одного года», а клятву режиссёр не нарушил до конца жизни.

А для дебютантов Михаила Козакова, Иннокентия Смоктуновского и Валентина Гафта «Убийство на улице Данте» стало путёвкой в кинематографическую жизнь. Кстати, Михаил Козаков по-киношному, по-режиссёрски отблагодарил за это Михаила Ромма. В комедии «Покровские ворота» (1983), которую срежиссировал Козаков, в одной из сцен тётушка Алиса Витальевна смотрит по телевизору художественный фильм и говорит племяннику Костику:

«Наши играют французскую жизнь». И смотрит она «Убийство на улице Данте».

А вы смогли узнать молодых Валентина Гафта и Иннокентия Смоктуновского?

Источник

Оцените статью
Фильм, в котором дебютировали сразу три будущие кинозвезды, но их там не узнать
Из фильма «Место встречи изменить нельзя» вырезано почти два часа экранного времени. Что в итоге не увидели зрители?