Где вы таких уродливых секретарш видели? Комментарий читателя

Вот, собственно, фраза из комментария вынесена в заголовок. Автор комментария всячески ругался на фильм «Служебный роман», называя его пошлятиной, и воспевал достоинства спектакля «Сослуживцы», дескать, в нем актерский ансамбль подобран куда лучше, все на своих местах, а особенно секретарша Верочка — и блондинка, и симпатичная, и за модой следит.

Как видите из скрина того самого коммента, тут еще и Алисе Фрейндлих прилетело — внешность у нее специфическая, оказывается. Ну не красотка — губы не сардельками, скулы не пиками.

Ну что тут скажешь? Человек живет в плену стереотипов. По его мнению (именно по его — автор комментария мужчина), все секретарши просто обязаны быть красотками аля топ-модель по-американски.

Позволю себе не согласиться. Во-первых, секретарши были и бывают всякими-разными, а во времена СССР в секретаре в первую очередь ценились рабочие качества, а не 90х60х90 и смазлива мордашка. Сама работала секретарем в свое время, так вот — к секретарю основное требование — «начальство надо знать в лицо» (С), а к нему — что кому ответить, уметь быстро с руководством связаться, следить за рабочим расписанием начальника и своевременно заполнять журналы входящей-исходящей корреспонденции. Даже умению быстро и правильно печатать на машинке придавали второстепенное значение. А как секретарь выглядит — всем вообще было фиолетово, лишь бы посетители в обморок не хлопались. Впрочем, встречались и такие. Знавала лично.

А теперь во-вторых. Надо понимать ту роль, которую играет Верочка в сюжете фильма. Да, Лия Ахеджакова не красотка с подиума, но назвать ее уродливой — однозначный перебор. Обычная женщина с обычным лицом. Верочка Ахеджаковой обладает самыми важными чертами секретаря — она пронырливая, знает все про всех и корреспонденцию передает кому нужно исправно. Особенно незапечатанную. И особенно с предложениями по улучшению статистического учета в легкой (легенькой) промышленности.

Она производит впечатление хваткой боевой особы, у которой в руках все горит — она и вяжет, одновременно разговаривая по телефону, и досье на каждого выдаст при необходимости, и в тенденции современной моды посвятит, и попутно выяснит с бывшим мужем по поводу немытой сковородки. Кроме того, актриса с такой неголливудской внешностью делает фильм более приближенным ка реальной жизни, а большинство из нас, увы, не похожи ни на Клаудию Шиффер, ни на Алена Делона. Ну в самом деле — среди известных мне секретарш такие жабы попадались, что Ахеджакова по сравнению с ними просто Мисс Вселенная.

А вот такая рыба как Верочка из спектакля гарантированно запустит передвижение документации — ведь у нее голова забита исключительно модой. Она валкая, вальяжная, явно созданная не для работы. К тому же начальник не начальник, а «чуть поменьше» — начальница. Зачем начальниЦЕ сногсшибательная красотка под боком? Чтобы она чувствовала себя еще более ущербной? Ну и клишированная секретарша-красотка свела бы фильм к банальщине.

Упрек комментатора в том, что Верочка при ее внешности еще и за модой смеет следить, конечно, за пределами добра и зла. А кто запретит ей это делать? Какой бы внешностью она ни обладала, в ней есть главное — женственность, она чувствует, ощущает себя женщиной, а не посудомойкой. Даже Ефремов об этом говорит.

Верочка не считает себя какой-то ущербной и правильно делает, ибо именно эта самоуверенность делает женщину Женщиной (а вовсе не походка от бедра). Она уверена в себе и кокетничает с мужчинами (с Самохваловым, например). Да и вообще — в своем успехе у противоположного пола она не сомневается и просит подругу знакомить ее со свободными мужчинами.

Кстати об одежде. Все, что носит Верочка это вам не не просто то, что сумела достать, то и напялила. Этот стиль называется бохо. Он подразумевает разноплановость, многослойность, сочетание того, что на первый взгляд кажется несочетаемым, висюлечки, фенечки, бусы в несколько ниток. Крутяцкий стиль. Хелена Бонэм Картер, Джонни Депп, Бред Питт его очень уважают и одеваются в этом стиле.

Вот вам и жилетик, крючком вязаный, и вязаный свитерочек, поверх свитерочка кофточка, поверх кофточки бусики до пояса. А кофточка-то какая — зашибись! С вышитыми кузнечиками и стрекозами! Между прочим, эти мотивы весьма актуальны и сейчас:

Однако эта одежда хоть и стильная, но совсем не офис-стайл, и на Ахеджаковой все эти наряды смотрятся несколько нелепо — они все-таки подразумевают более молодой возраст. Почему именно ее взяли на роль секретарши? Ну, во-первых, она относилась к любимым актрисам Рязанова, он снимал ее во многих своих фильмах. А во-вторых, Рязанов всегда был удивительно меток в выборе исполнителей. Именно Ахеджакова придала своему персонажу ту гротескность и комичность, которые делают этот фильм комедией. Комичность персонажу придает гремучая смесь самоуверенности в собственной неотразимости, неуместных нарядов, имидж знатока моды и неказистая внешность. Уберите Ахеджакову — и фильм потеряет изрядную долю комедийности, а комедийность именно это то, чего так не хватает спектаклю. Ахеджакову можно любить, можно не любить, но в этом фильме она на своем месте.

Оцените статью
Где вы таких уродливых секретарш видели? Комментарий читателя
«Школьный вальс»: почему Цыплакову отчислили из института и как ленту не пускали в прокат