До войны в Советском Союзе создавали интереснейшую кинофантастику, причём со спецэффектами не хуже голливудских, и, если бы пошли по этому пути, наши блокбастеры могли бы соперничать с американскими.
В этой связи вспомнился …фантастический хоррор Александра Андриевского «Гибель сенсации» (1935), где показан бунт машин, точнее — роботов. Фильм снят по книге Владимира Владко «Роботы идут» (1929).
Действие перенесено в западный, англоязычный мир с его огнями реклам, социальными проблемами и фордовским конвейером – главным козырем тогдашней индустрии.
Тогда много писалось о том, что техника – это идеал будущего, а человеку придётся туго, ибо аппарат – умнее, точнее, перспективнее. И да, молчит и не требует зарплаты. Смазали, подкрутили и готово. А устарело – на переплавку.
Культ машин бытовал не только в Америках, но и в СССР. Так, главный положительный герой из романа «Зависть» Юрия Олеши утверждал: «Я хочу быть машиной. Зависть взяла к машине – вот оно что! Чем я хуже её? Мы же её выдумали, создали, а она оказалась куда свирепее нас»*. Это – настроение эпохи.
Но вернёмся к «Гибели сенсации», где показана печальная судьба инженера-идеалиста Джима Рипля (Сергей Вечеслов), создавшего робота-пролетария для снижения себестоимости производства.
Он искренне думает, что, если заполонить дешёвой продукцией рынки, ненавистный ему капитализм падёт сам собой. Также Рипль рассуждает о том, что революции нужны в отсталых странах, а в цивилизованных приход социализма произойдёт сам собой, благодаря техническому прорыву.
Его роботы подчиняются звуковым сигналам, а также могут плясать под саксофон – жуткая сцена, где подвыпивший Рипль играет для своих железных «деток», а они мерно раскачиваются в инфернальном танце. Снято великолепно!
Косые тени, страшные силуэты, ощущение какого-то индустриального ада. Но такие мечтатели всегда становятся жертвами собственных заблуждений – Рипля подминают под себя местные магнаты и, когда рабочие устраивают забастовку, богачи ставят к станкам роботов Рипля…
А потом, перепрограммировав, отправляют металлических чудищ в посёлок – для расправы над демонстрантами. Ещё одна впечатляющая сцена – движение роботов в темноте ночи и сполохах пожаров. Даже сейчас это вызывает ужас.
Особенно момент, где погибает сам Рипль – под ногами своих же «произведений». Однако восставшие, разгадав тайну управления железяками, направляют их против хозяев.
Фильм заканчивается сценой гигантского восстания, где роботы идут с колонной пролетариев и …затаптывают капиталистов. Да, этот фильм наивный и пронизан идеологией, но его интересно смотреть, благодаря тем самым спецэффектам.