И это была бы совсем другая «Ирония судьбы»… История создания шедевра

А вы знали, что этот самый новогодний фильм снят по пьесе? Существует предание, по которому Эмилю Брагинскому идею для пьесы подсказал композитор Никита Богословский, который якобы однажды по ошибке отправил своего друга в Киев с 15-ю копейками в кармане вместо другого человека. Якобы эта история и легла в основу пьесы. В 1969 году Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов написали пьесу под названием «С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…».

Эта пьеса вошла в репертуар многих театров и пользовалась успехом у зрителей. Но почему-то именно московские режиссеры обходили ее вниманием. И 6 лет спустя Рязанов решил снять по этой пьесе фильм, при этом подал заявку именно на «Мосфильм». Однако ему едва не отказали — картина планировалась двухсерийной, а на многосерийки давали денег в двух случаях: либо это эпохальная драма, либо фильм снят по заказу Гостелерадио. И тогда Рязанов посетовал на проблему главе Гостелерадио Сергею Лапину. В итоге фильм вошел в список заказов Центрального телевидения, и деньги были выделены в нужном объеме.

Эльдар Рязанов всегда очень скрупулезно подходил к вопросу выбора актеров на роли в своих фильмах. И не является секретом и тот факт, что у него был «набор» любимых актеров, которых он снимал во многих своих фильмах: Андрей Мягков, Андрей Миронов, Георгий Бурков, Светлана Немоляева, Лия Ахеджакова, Людмила Гурченко. И когда встал вопрос кастинга на главные роли, то на роль Нади Шевелевой Рязанов сразу пригласил… Светлану Немоляеву. Актриса очень хотела сняться в этом фильме, да и сам Рязанов видел в роли Нади только ее. Но представьте себе — не срослось. Немоляева проходила пробы 8 раз! В парике, без парика, в темной одежде, в светлой, с гитарой, без гитары… Наконец, после восьмой пробы Рязанов сдался: Немоляева была неубедительна. Не та Надя, которую хотел видеть Рязанов. Как вспоминала актриса, Эльдар Александрович подошел к ней и сказал: «Светочка, можно сыграть и хуже, но трудно». Немоляева едва не разрыдалась. Но положа руку на сердце — да и слава Богу.

А взор Рязанова обратился на Людмилу Гурченко. Надо сказать, что одновременно на роль Лукашина он рассматривал Андрея Миронова. А за год до этого их дуэт появился в комедии «Соломенная шляпка». И когда начались пробы, оба этих комедийных корифея не смогли выйти из образов Фадинара и Клары и выдали свой эпизод совсем не в том ключе, каким видел его режиссер. Да и любимец женщин Миронов вовсе не походил на скромнягу Женю — скромные мужчины не его амплуа. В итоге, как бы странно это ни звучало, ни Миронов, ни Гурченко пробы не прошли.

В качестве компенсации Рязанов предложил МИронову роль Ипполита, но актер был так расстроен отказом, что не захотел играть в этом фильме вообще. Но Гурченко с Мироновым в фильм все равно попали — по телевизору идут кадры из «Соломенной шляпки».

Пробовались на роль Нади Лариса ГолубкинаВалентина ТалызинаОльга ВолковаНаталья Гвоздикова, Антонина Шуранова и даже Алиса Фрейндлих, но никто из них не смог показать «ту самую» Надю — скромную, но с внутренним огнем, не яркую, но чертовски привлекательную, в которую мужчина мог бы влюбиться с первого взгляда.

И тогда кто-то подсказал Рязанову Барбару Брыльску. Он раздобыл ее телефон, лично позвонил ей и пригласил на пробы. И она их с успехом прошла. Были опасения, что ее не утвердят из-за того, что иностранной актрисе надо было платить в разы больше, чем своей родной, но… Ее утвердили. Кстати, сама Брыльска, говоря об Алисе Фрейндлих и об этих пробах, сказала жесткую, но емкую фразу: «Она талантливая, а я красивая».

Похожие перипетии были и с выбором исполнителя роли Лукашина. Про Андрея Миронова было сказано выше, но он был не единственным кандидатом. Кроме него пробы проходили Пётр ВельяминовСтанислав ЛюбшинОлег Даль и Андрей Мягков.

Вельяминов и Любшин пробы не прошли. А Даль прошел, причем идеально. Отснятый материал устроил и актера, и режиссера, но… Но посмотрев снятые сцены, оба пришли к выводу, что Даль смотрится в кадре слишком молодо, и Олег Иванович сам отказался от участия в фильме. Таким образом, у Рязанова остался один кандидат — Андрей Мягков.

Подумать только, сколько вариаций было и какую совсем другую «Иронию судьбы» мы могли увидеть. Но ведь мэтр на то и мэтр, чтобы бить точно в цель, и нельзя не согласиться: Брыльска и Мягков стали тем идеалом, к которому так стремился Рязанов.

Оцените статью
И это была бы совсем другая «Ирония судьбы»… История создания шедевра
Он был младше нее, она была хороша: вспоминаем Зинаиду Кириенко