«Интердевочка» и Козлов, который вовсе не так плох

Несмотря на то, что фильм Петра Тодоровского «Интердевочка» (1989) намного сильнее одноимённого первоисточника Владимира Кунина, в повести есть интересные нюансы, которые были опущены (изменены) в киноверсии.

Лично мне показалось несправедливым, что сам же Кунин, являвшийся автором сценария, так плохо поступил с Юрой Козловым, эпизодическим хулиганом, который в книге вовсе не эпизодический. И вообще – другой.

Да, общая канва сохранена – Козлов с незамысловатым прозвищем Козёл действительно мелкий «бандит» и, как тогда говорили, «трудный подросток». Однако же не подлец, как в двухсерийной драме.

Итак, у Тодоровского мы встречаем Козлова трижды, нет даже четырежды – когда Алла Сергеевна приводит его в кабинет директора и пытается вразумить не столько ученика, сколько своего начальника.

Затем мы видим, как Танька эффектно и хлёстко (на самом деле глупо!) расправляется с Козловым. Все эти красивые пассажи насчёт «четвертачка» и денег, которые с неё требуют швейцары, выглядят неуместно.

Напомню, что Козёл, сидевший в окружении своей мини-банды, потребовал за разговор с ним 25 рублей, а типа-крутая Зайцева влепила ему этой купюрой в лоб, а заодно прочитала лекцию о своей тяжкой бытности.

В третий раз Юрка крепит на дверь Аллы Сергеевны тавро: «Здесь живёт мать прoститyтки». И потом ещё глумливо «сопровождает» гитарной музычкой Ляльку с её итальянским кавалером.

По сути, выходит, что бумажка Козлова стала последней каплей. А по книжке именно Козлов сделался единственным помощником и защитником Аллы Сергеевны. Да что уж там – настоящим другом. Он ходил в магазин и аптеку, общался с ней, пытался как-то скрасить жизнь.

То есть прошёл путь от врага и возмутителя спокойствия – до преданного ученика (в широком смысле этого слова). В повести это он общается с приехавшим в гости Виктором и сообщает дальнобойщику, что мама Таньки не просто печалится, но ей плохо.

Безусловно, Зайцева-старшая сама виновата в том, что её дочь ступила на такой путь, но мы сейчас не об этом. О Козлове.

Он послал Таньке телеграмму: «Прилетай. Матери плохо. Козёл». И это он обнаружил мёртвую учительницу, попытавшись спасти её: «Козел перекрыл газовые конфорки и духовку и стал рвать на себя оконную раму.

В панике он делал что-то не так и окно не открывалось. Тогда Козел схватил кухонную табуретку и в полном отчаянии шарахнул ею по стеклам. — Алла Сергеевна!.. — рыдал Козел. — Алла Сергеевна!..

-Да помогите же кто-нибудь!.. Люди!.. Люди!.. Где же вы! Он выволок маму на лестничную площадку и бросился звонить в соседние квартиры, стучать в двери кулаками. — Помогите! — Кричал и плакал Козел. — Ну, помогите же кто-нибудь,!!

Не открылась ни одна дверь. День… Лето… Да и поздно уже было». Если учесть, что он рисковал тоже отравиться газом… (А ещё Алла Сергеевна, решив свести счёты с жизнью, захотела унести с собой весь подъезд).

В фильме все эти действия зачем-то поручили Ляльке. Нет, я понимаю – хотели как-то расширить и углубить роль Анастасии Немоляевой, а Козлов был бы лишним фигурантом, «утяжеляющим» кино-фабулу, но тогда совсем неясно, зачем его включили в сюжет вообще?

Просто как «мерзкое пятно» и типаж наступающих 1990-х? Да, в четвёртый раз мы встречаем циничного Козла с гитарой у входа. А в книге хотя бы дали надежду на то, что этот человек никогда не будет пoдлeцом.

Оцените статью
«Интердевочка» и Козлов, который вовсе не так плох
«Весна на Заречной улице» — и никому не жалко Зиночку…