Интересный момент, который я заметил не сразу, открыл мне, в чём на самом деле смысл советского фильма с Прокловой и Высоцким «Единственная»

Поначалу фильм «Единственная» 1975 года от режиссёра Иосифа Хейфика показался мне, мягко говоря, бессвязным и странным. Ни в поведении персонажей, ни в общем сюжете, не прослеживалось чего-то интересного, ну или как минимум здравомыслящего.

Мне было совершенно непонятно, какой именно авторы закладывали посыл в это произведение. Больше внимания нужно уделять жёнам и мужьям? Необходимость прощать своей второй половинке всё на свете? Или описание того, как спустя годы брак превращается в серую бытовуху? Давайте попробуем разобраться.

Сюжет картины

Разумеется, начать стоит с непосредственно самой истории. В центре повествования у нас молодая супружеская пара в лице Николая Касаткина и Тани Фешевой, сыгранных Валерием Золотухиным и Еленой Прокловой соответственно.

Живут они, не тужат, всё, что нужно для счастья, есть, даже ребёнок, но вот одна проблема никак их не оставит – ревность Коле не даёт покоя. Изначально он, конечно, никак не собирался обращать внимания на нелестные слухи коллег о личной жизни его супруги, но в один момент он, не выдержав, прибежал домой.

Дома он застаёт картину крайне неоднозначную: его жена Таня ну точно заигрывает с руководителем музыкального кружка Борисом Ильичом, которого, к слову, сыграл Владимир Высоцкий, было даже как-то неожиданно увидеть его в этом фильме.

Коля, в свойственной ему манере, тут же устраивает концерт по этому поводу и начинает выяснять отношения. При этом он не собирается бросать неверную жену, ну в его-то глазах она именно такая. Он хочет взять её, их маленькую дочь, и укатить далеко-далеко на Восток, чтобы там Таню уж точно никто не попытался у него увести.

Считается ли он при этом с мнением своей жены? Спрашиваете ещё, конечно же нет. Его совсем не волнует, что у неё здесь друзья, любимая работа, да и вообще его не особо волнует то, как они будут обустраивать свою жизнь в каком-то непонятном месте. Коля движим исключительно собственными эмоциями и ведёт себя как маленький незрелый ребёнок, желающий упрятать свою «игрушку» от посторонних глаз, чтобы дай бог не отобрали.

В конце концов наша парочка разводится, при этом понимая, насколько они несчастны порознь друг от друга.

Какой в этом смысл?

Сначала хочу обозначить интересный момент, который я заметил не сразу: фильм интересно подаёт идею, что в разладе отношений никогда не виновата одна сторона, или почти никогда.

Посудите сами, Татьяна принимает очевидные знаки внимания от постороннего мужчины, при живом-то муже. А Николай, в свою очередь, игнорирует мнение своей супруги, ведёт себя инфантильно, а про воспитание дочери я вообще молчу.

Таким образом, поведение Тани может быть прямым следствием игнорирований со стороны Коли. Оправдывает ли её это? Отнюдь нет, но как минимум можно понять, что это желание получить мужское внимание взялось не на пустом месте.

Ещё и обаятельный холостяк Борис так элегантно с ней заигрывает – как же могла ему отказать женщина? Хотя, справедливости ради, близки они не были, считаю важным это обозначить.

Так всё же какую идею нам хотели донести? Думаю, смысл фильма в умении прощать и мириться с недостатками друг друга. Что Таня, что Коля, показаны далеко не самыми примерными супругами, как мы уже выяснили. При этом всём я бы не сказал, что они совсем уж не любили, скорее наоборот.

Безусловно, в концовке нам не дают долгожданного воссоединения, как можно было бы предположить. При этом чётко дают понять, насколько сильно Коля и Таня скучают по своему прошлому браку.

Здесь же можно ещё вплести идею: «Имея – не ценим, а потеряв – плачем». Находясь в отношениях, они не особо ценили то, что имели. Коле словно было всё равно на Татьяну, он только и думал о своей упущенной мечте работать на Дальнем Востоке.

В свою очередь, Таня тоже давно перестала интересоваться мужем, ведь от него всё равно знаков внимания не дождёшься, так почему бы не пофлиртовать с интеллигентным руководителем музыкального кружка? И только уже после того, как они развелись, пришло осознание – нужно было спасать этот союз тогда, когда ещё была возможность это сделать, ведь истинная любовь она одна-единственная.

Кто знает, воссоединились ли они уже после событий картины, или так и остались разведены, но не то чтобы это столь важно, ведь сама суть фильма, как мне показалось, и так раскрыта.

Оцените статью
Интересный момент, который я заметил не сразу, открыл мне, в чём на самом деле смысл советского фильма с Прокловой и Высоцким «Единственная»
Настоящая жертва в фильме «Сверстницы» Аркадий, а не Таня