История о юной малярше, которая «влезла в окно и в постель». Трудности выбора в советском фильме «Моя Анфиса»

История первой любви? Влюбленности? Просто страсти? Конфликт поколений и социальный конфликт. Проблема выбора и взросления.

Вот сколько всего в одном только маленьком фильме. Не знаю, насколько он известен, я узнала сравнительно недавно. Фильм хороший, поэтому решила поделиться впечатлениями.

? Моя Анфиса (1979)

Итак, главных героев двое: бригадир-маляр Анфиса Токарева (Марина Левтова) и студент Николай (Леонид Каюров).

Они ровесники, но по уровню восприятия жизни, рассуждениям и самостоятельности – земля и небо.

Анфиса, как это раньше принято было говорить, лимитчица. Совершенно обаятельная девушка, к сожалению некоторых героев, работающая на стройке. Ну и что, что профессионал, которого ценят.

Ну и что, что хорошо зарабатывает, варит вкусные компоты, жарит прекрасные котлеты и квартиру новыми обоями переклеила. Мама Коленьки так не считает.

Ведь студенту филологического факультета и коренному москвичу, прежде чем «любовь крутить» и всякие там другие решения принимать, нужно институт окончить. А до тех пор у него мама с папой есть.

С одной стороны, мать можно понять. Уехала с мужем в санаторий, а Анфиса в буквальном смысле пролезла через окно в их квартиру (по приглашению Николая, конечно же), да и жить осталась.

Конечно, Анфису нельзя выставлять ангелом. Переспала с человеком, за минуту до этого узнав его имя, и тут же переехала к нему жить. Импульсивно? Да. Порицаемо? Еще бы.

Любовь с первого взгляда или вспыхнувшая страсть? И то, и другое, надо полагать.

Но не будем забывать, что отношения – это двое. И думать должны были оба. Но, что случилось, то случилось.

Тут можно подумать, что Анфиса во время высотных строительных работ заприметила выгодного жениха и начала ему голову кружить. Так нет.

Первым инициативу проявил скромняга студент, вломившийся в ванную, когда Анфиса душ принимала. То есть, вероятнее всего, роман не был бы столь стремителен, будь Коля чуть посдержаннее.

Кстати, эта сцена меня немножко удивила – как-то неожиданно для советского фильма.

Поэтому, когда мать высказала Анфисе, что она залезла в окно и сразу в постель – тут против истины не попрешь, так и было. Другой вопрос, что Коля как-бы вообще ни при чем, оставьте в покое нашего мальчика.

Анфиса не просто самостоятельна. Анфиса рано повзрослела. И разница в сравнении с инфантильным Николаем бросается в глаза. Анфиса открытая, доверчивая, отзывчивая.

Занимается парашютным спортом, выходит в ночную смену, чтобы исправить огрехи ремонта, причем не свои. А её книга «Что нужно знать молодоженам», которую потом с удовольствием почитывал отец Николая?

Анфиса заботится о Коле. И временами мне казалось, что заботится, как мать, что для Коли привычно и удобно. Она определенно влюблена и невероятно идеализирует парня.

Он весь день сидит на подоконнике, время от времени листая учебник, и патетически рассуждает о том, что женщине не место на стройке.

 Анфиса тем временем, придя с тяжелой смены на стройке, готовит обед и делает ремонт в комнате любимого.

Очень показателен момент, когда она пытается сказать Коле, что вот он же тоже не идет работать на тракторе, чтобы снизить число женщин на стройке, на что тот горячо отвечает, что он, мол, другое дело, он студент. И Анфиса соглашается, Николай удивительный, Николай — он такой один, и ему можно и не на тракторе.

Или когда он струсил прыгать с парашютом, а Анфиса пыталась скрыть это, всеми доступными ей способами.

Первое «самостоятельное» решение Николая – не сдать экзамен и забрать документы из института. Решение глупое, ибо никаких реальных планов у него нет.

 Так, одни разговоры. И светит ему теперь армия. Родители, конечно, в шоке. Да и Анфиса не рада. Она так хочет гордиться своим Николашей, но поводов все меньше и меньше.

Если честно, то весь фильм я не верила в его чувства. Анфиса действительно влюбилась. Николай же просто спал с красивой девушкой, которая готовила борщи.

Принимал, но не отдавал. Больше всего возмутило его отношение, когда мать с отцом вернулись из санатория, и застали счастливую Анфису на кухне, ставящую чайник к завтраку.

Николай, как нашкодивший ребенок, трусливо забившись в угол, лишь изредка подавал реплики. Мать даже удалила его из комнаты, в «серьезном» взрослом разговоре он не участвовал. Потому что взрослая там только Анфиса.

Да, да, потом он, конечно, выбежал вслед за ушедшей девушкой, и с обещаниями хоть сейчас идти в ЗАГС, стал выхватывать у нее чемодан. Выглядит эта сцена неприятно, если честно.

И очень жаль Анфису. Её оскорбили и унизили. А любимый человек даже не понял, насколько ей больно.

Это расставание очень нужное, очень правильное. Ведь Анфиса, несмотря на юный возраст – не пропадет.

Она знает, что хорошо и что плохо. Она определилась. Коля же, только потеряв Анфису, начинает что-то соображать и осознавать, пытается переломить себя. Даже решается на прыжки с парашюта.

Понимает, что любит Анфису. По всем фронтам встал на путь исправления и самостоятельности. Вот только нужен ли он той, которую так обидел?

Открытый финал не дает ответа на этот вопрос. Но мне кажется, что пока еще Николай слишком слаб духом для Анфисы. Слишком сильна боль.

И дует Анфиса и на молоко, и на воду, и на компот. Не думаю, что ее слова «я так тебя любила» — просто бравада. Она и правда любила, и правда в прошедшем времени.

Другой разговор, что чувства так быстро угасли. Думаю, оттого, что влюбленность так и не переросла в настоящую любовь. Своими действиями и бездействиями Николай не дал такого шанса.

Анфиса перегорела. И даже если что-то осталось, то как вернуться в семью, где о тебе такого низкого мнения? Сложно представить.

Оцените статью
История о юной малярше, которая «влезла в окно и в постель». Трудности выбора в советском фильме «Моя Анфиса»
5 не самых популярных советских фильмов-ужастиков