Этот фильм невероятно изящен, тонок, ироничен. В нём соединилось несоединимое: явная минорность фабулы и декораций — с искристым юмором фраз, диалогов, бесед. Простота и сложность. Понятность и — вычурность. О чём это? Обо всех и о каждом.
Киноработа Николая Губенко «Из жизни отдыхающих» (1980) значится на специализированных сайтах, как «романтическая мелодрама», хотя, здесь невозможно точно определить жанр, ибо мелодрамы тут …не слишком много. Это, скорее, социальная драма с элементами комедии.
Это – драма одиноких сердец. Тут много чеховских мотивов и даже персонажи – типичны для Антона Павловича, только вместо какого-нибудь обветшалого имения – южный санаторий, впрочем, напоминающий те имения.
Тут венские стулья и белые скатерти, а ещё — такие оконные рамы, какие были в старину. Мода на ретро, на Серебряный век, на тот особый вид романтики, что возможен лишь в зрелые лета.
Осень жизни, как и осень года… В те годы, на излёте советской эпохи, любили живописать именно осень – она становилась полноправным участником киноповествований. Перед нами – немолодые, состоявшиеся люди. Каждый – со своей судьбой.
Вот – Аркадий, повар из посольства, лихо выдающий себя за дипломата, уставшего от всяких там Копенгагенов (Георгий Бурков); вот – Марго, изображающая светскую даму (Мария Виноградова), а вот – настоящая дворянка Ольга Николаевна (Тамара Якобсон), чья семья когда-то приняла Революцию.
Тут же – местный массовик-затейник Витя Лисюткин, человек, любящий мир, людей, свое место в жизни (Ролан Быков). В кадре – звёзды, причём, редко «совпадающие» в кадре – Анатолий Солоницын, Лидия Федосеева-Шукшина, Регимантас Адомайтис, Жанна Болотова.
Но автору, то есть Николаю Губенко, удалось «выстроить» их всех в единый ансамбль. Бывает, что именитые артисты играют вразнобой и тянут одеяло на себя. Тут – великолепная режиссура. Я бы сказала – дирижирование процессом.
В общем-то сюжет – банален. Перед нами – скучающий осенний заезд и вроде как между Алексеем (Регимантас Адомайтис) и Надеждой (Жанна Болотова) намечается курортный роман с возможным продолжением. Герои мечтают о совместном будущем и строят планы.
Алексей признаётся, что у его маман – сложный характер и она критикует всех его потенциальных невест. И это – типично. В 1970-х – начале 1980-х мы постоянно видели на экране зрелых людей, всё ещё живущих с родителями и не могущих, …не желающих заводить свои семьи.
Жуткое и …модное одиночество эры стабильности. Надежда и Алексей нравятся друг другу, им интересно общаться, но в финале мы понимаем, что их желание быть вместе – лишь мимолётная фантазия, вызванная романтикой осеннего Крыма.
На закрытии очередного сезона, когда все отдыхающие разомлели от пения цыганского хора (который «по смете один раз в заезд»), героиня Жанны Болотовой честно говорит Алексею, что знает, о чём он думает. И мы знаем.
О том, что курортный роман должен остаться в прошлом, как милое воспоминание. Продолжения не будет. При всём том, мы понимаем – все эти люди из осеннего заезда – невероятно счастливы.