Как Борюсик налево ходил и назад вернулся — зачем ему это было нужно

Любили в СССР снимать комедии про непонятных женщин, про мужиков-изменщиков и про когда всё кувырком в личной жизни. Хотя, ничего удивительного в этом нет. Во-первых, потому что этого добра и в реальной жизни навалом, а во-вторых, потому что в любом произведении должен быть конфликт, а проще всего создать конфликт на почве семейных отношений.

Комедию «Суета сует» сняла Алла Сурикова в 1979 году. Сюжет банальный: мушшыну после 20 лет совместной жизни вдруг начинает резко тянуть налево, и он уходит из семьи строить новое уютное гнездышко с другой «птицей счастья». Роль брошенной жена Марины Петровны сыграла Галина Польских, в роли разлучницы вступила Анна Варпаховская. А вот выбор исполнителя роли Бориса Ивановича довольно странный — это Фрунзе Мкртчян. Я поняла бы, если бы персонажа звали Борис Гершевич или Борис Рубенович. Но тут такой Борис Иванович с таким конкретным носом и кавказским акцентом…

Но это на совести режиссёра. Итак. Ситуация, показанная в фильме, как я уже написала, проста: мужчина ушел из семьи. Ушел не просто так, а к другой женщине, которая помоложе и нравом попроще. Которая другая. Но на самом деле Марина Петровна и Лизок насколько разные, настолько и похожи. Они обе сильное звено и обе руководят глуповатым и туповатым Борюсиком, стиль руководства только отличается — Марина Петровна отдает приказания, а Лизок как тёзка ее из сказки, Лизавета Петровна которая, рыжая с хвостом — тю-тю-тю-сю-сю-сю, Борюсик, тьмоки-тьмоки… Но Борис Шмуль… э-э.. Иванович хочет строить отношения с ней так же, как и с женой — чтобы ему подсказывали, чтобы им управляли. Потому что Борюсик не способен принимать решения. Он даже не может самостоятельно решить, идти ему на повышение или нет. И помните его: «Это же ответственность…» Он ответственности боится. Но при этом быть замом хочет. Да он даже уйти к любовнице пришел у жены разрешения спросить, как сынок у мамочки погулять отпрашивается. Думается, что стукни Марина Петрован кулаком по столу и гаркни: «Какое тебе гулять? Марш уроки учить, а то без сладкого оставлю!», то он и не пошел бы никуда. А как он пуговицу пришивает? Это ж полностью альтернативная анатомия рук у человека.

Беда Борюсика в том, что он плывет, куда скажут. Отпустила жена к любовнице — поплыл к любовнице. Не отпустила бы — не поплыл. Он ребенок в теле взрослого, с ним нужно нянчиться, и как любом ребенку, ему хочется материнской ласки и тепла. Марина Петровна хорошая женщина, красивая, при должности, деловая, но она… колючка. В ней нет изюминки, ласковости. Дочь Наташа совершенно верно ее характеризует: слишком прямая, без заскоков. Лево-право, назад-вперед, сойдите с ковра. Зато вся жизнь выстроена, как надо, по-правильному. По сравнению с ней Лизочек такой вьюнок полевой — вьется, вьется, ластится, из тех, что зацелуют до смерти, в объятиях задушат, молочной кашкой закормят. И одевается как лесная нимфа, и бубенчики какие-то на шее (вспомнила хипповую юность?), и кудряшки легкомысленные, и с цветочками желтыми, как булгаковская Маргарита, и вся такая воздушная, к поцелуям зовущая, заскоки и тараканы прилагаются. И самая показательная сцена — это визит Лизочка к Марине, когда Лизочек предлагает забрать Борюсика обратно, словно он вещь или той-терьерчик.

Однако жизни с рыжей прелестницей не получилось. Она для Бориса Абра… Ивановича оказалась слишком мягкой, а он ведь нуждается в твердой руке. Вспомните, как происходит процесс обсуждения перспективы повышения с этими дамами:

Марина: «Чего там думать, конечно, соглашайся!»

Лизок: «Иди на повышение… Не иди на повышение… То есть, иди. А я вот что приготовлю на ужин».

Она хотела, чтобы Борюсик сам принимал решения: «Мужчины должны поступать так, как они хотят». Ее идеал — сильный и ответственный, но прирученный мужчина, а она вся в рюшечках будет варенье варить. А Борюсик принимать решения не хочет. Он хочет, чтобы его на ручки взяли и понесли. Естественно, когда утих восторг от новизны и эффект Кулиджа перестал работать, мужчинка захотел вернуться под руководящее крылышко первой супруги. Правда, к тому времени она, пережив обиду, уже не хотела его принимать. Недаром Марина Петровна идет по улице с букетом красной рябины — символом зрелости не столько по возрасту, сколько психологически.

Возникшая проблема в виде решения Наташи срочно вскочить замуж помогла супругам воссоединиться. Тут, конечно, и Марина Петровна не проглядела и руку приложила к тому, чтобы вернуть блудного сына мужа.

Интересно, что в картине нет никакого морализаторства на тему «Ай-ай-ай, как плохо изменять». Потому что цель авторов была другая — показать тщетность вот таких телодвижений. По статистике 65% мужчин, ушедших из семьи, в течение года предпринимают попытку вернуться. Другой вопрос, что жены не всегда не желают их принимать назад. Тем не менее факт: около 10% распавшихся пар восстанавливают отношения. А психологи говорят, что нередко измена помогает супругам понять, насколько хорошо им вместе. Так что внезапный загул Борюсика, несомненно, пойдет семье на пользу.

А вообще этот фильм очень сильно напоминает другой советский фильм: аморфный муж, строгая жена, странноватая любовница, возвращение загулявшего супруга… Как под копирку. Даже визит любовницы к жене есть. )))

Оцените статью
Как Борюсик налево ходил и назад вернулся — зачем ему это было нужно
Савва и Хоботов — кто больший подкаблучник?