Как Гоша из мужчины, у которого «практически нет недостатков» превратился в отрицательного героя и за что осуждают Катерину?

Клеить ярлыки на советские фильмы сейчас прямо-таки мейнстрим. Все, кому не лень, делают разбор по психотипам, ставят героям диагнозы и запрещают к просмотру детям.

Буквально из серии: не смотри, доченька, это кино, не бери плохой пример с тетеньки, которая от собственной несостоятельности бросается на первого встречного. С электрички. Мы с папой тебя не так воспитывали.

Особенно часто достается моему любимому фильму. Диванные специалисты, они же псевдо-коучи и гуру, продающие гайды про «успешный успех» заклевали всех, до кого дотянулись.

МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ

ГОД: 1979

РЕЖИССЕР: Владимир Меньшов

ГЛАВНЫЕ РОЛИ: Вера Алентова, Ирина Муравьева, Раиса Рязанова, Алексей Баталов, Олег Табаков

Итак, попробуем разобраться, в чем суть претензии.

Москва конца 1950-ых. В общежитии живут три молодые подруги, приехавшие из провинции. Целеустремленная Катерина, скромная Антонина и самоуверенная Людмила.

У каждой свой характер. Своя судьба. Своё понятие счастья. Ну это как у всех, скажете вы и будете правы.

Немного странно говорить о сюжете. Не верится, что кто-то не видел фильм хотя бы раз.

И потому сразу к сути проблемы.

Обвинения выдвигают по трем статьям. 

Во-первых, говорят, что Катерина дура.

Всю жизнь положила, чтобы одному козлу доказать, какая она стала и каких успехов добилась.

И что? Добилась же.

Всегда, знаете ли, если ты через N-количество лет встречаешь бывшего, элементарно хочется выглядеть сногсшибательно. Если ты при этом ещё и директор, так вообще двойное комбо.

Что смущает скептиков и критиканов? Да вот перчатки красные, туфли в тон, сумочка… будто не с отцом ребенка, которого 20 лет не видела, встречается, а с любовником. Надо было показать себя как?

Простой и уверенной, самодостаточной и сильной женщиной, которой неважна прическа. И вообще. Мы за бодипозитив. И против моды. Пусть видит, кого потерял такой, какая есть. К чему эти украшательства? И все в таком духе.

Это, знаете, такой очень и очень нездоровый взгляд на феминизм, когда сама суть движения искажена и преподнесена как нечто ужасное.

Во-вторых, всезнающие утверждают, что Катерина связалась с Гошей от безысходности. Мол, общество требует, чтобы у успешной женщины был мужик. Будто бы женщина не может быть счастлива одна. И бросилась она в объятия чёрти кого.

Первого встречного в грязных ботинках, с бывшей женой «прекрасной женщиной» и вырезанным аппендицитом в анамнезе.

Ай-ай, девочки, не делайте так. Лучше одной, чем с таким.

Где? Где вы там увидели это? Да, Катерина была одинока. Но про любовника-женатика все помнят, не?

Вот он точно был, потому что «надо».

Надо чувствовать себя нужной, любимой, желанной.

В книге, между прочим, у Катерины далеко не один «Табаков» был в любовниках. Об этом мало кто знает, но и без этого сложно представить, что умная и красивая молодая женщина вышла замуж за свой комбинат и забросила мужской пол на свалку за ненадобностью.

А что Гоша? Он же Гога. Он же Юрий. Он же Гора. Он же Жора.

Да влюбилась Катерина. Представьте, так бывает. В слесаря. Директор комбината, да.

И счастлива впервые за 20 лет. Ведь как известно, в 40 лет жизнь только начинается.

И здесь обвинение номер три: Гоша нынче всем мерещится как неудачник, абьюзер, алкоголик, неряха и чуть ли не альфонс. Увидел клевую и успешную и прилип, очаровывает всеми способами. Ужин приготовил, пылесос починил, детские фотки попросил показать.

Всё. Катерина растаяла, самостоятельность забыла, борщи варит, карьера под угрозой и разведутся они через полгода, ибо начальнице станет скучно с работягой. Так стоило ли начинать?

Заметьте, никого не смущает вот эта странная парочка: реальный алкоголик – хоккеист Гурин и Людмила, которая ведет, мягко говоря, образ жизни не по фен-шую. Опять же, если углубится в книгу, то героиня Людмилы там разложена по полочкам и детально, все на свои места встает. Но «знатокам», видимо, кажется, что —

специалист по психиатрии, временно работающий на хлебозаводе

— просто крутится, как может и устраивается в этой жизни получше. А что, имеет право! То есть Люде можно, а Кате нет.

Про Тоню с Геной даже упоминать не стоит – жалкие неудачники с тремя детьми и штукатурной пылью на лице слоем в 20 лет. Не современные герои.

Вот так. Двойные стандарты. А что, так можно было?

«Москва слезам не верит» — идеальное кино на все времена. К слову, один из немногих русских фильмов, получивших Оскар. А их, как известно, просто так не раздают.

Смотрела стопятьсот раз, знаю все диалоги и интонации. И вы

Что думаете? Какая пара из трех нравится?

А тем, кто язвит, рекомендую просто пересмотреть ещё раз. И фильм, и свои взгляды.

Оцените статью
Как Гоша из мужчины, у которого «практически нет недостатков» превратился в отрицательного героя и за что осуждают Катерину?
«Пять вечеров» — изящный и строгий ретро-шедевр Михалкова