Как Миронов и Папанов стали подручными зловещего Шефа в «Бриллиантовой руке»

Комичный дуэт незадачливых злодеев под руководством зловещего шефа, произвел в свое время фурор, и по сей день доставляет массу радости любителям кино всех возрастов, а их меткие афоризмы стали частью фольклора. История возникновения образов этих эксцентричных злоумышленников в нашем материале.

После феерического успеха «Операции «Ы»» и «Кавказской пленницы» режиссёр Леонид Гайдай был в фаворе и решил осуществить свою давнюю мечту, экранизировать культовое произведение «12 стульев». Но выяснилось, что в это самое время другой выдающийся режиссёр Михаил Швейцер снимает фильм по «Золотому телёнку».

Выпускать в один год два фильма одного цикла от двух настолько самобытных режиссёров в советском кинематографе не решились. Однако на радость Гайдая работавшие с ним над дилогией про Шурика сценаристы Морис Слободской и Яков Костюковский начали разработку нового интересного проекта, получившего в последствии название «Бриллиантовая рука».

Когда Леонид Гайдай включился в работу над сценарием, из руководства «Мосфильма» ему настойчиво предлагали использовать в фильме в качестве контрабандистов знаменитую троицу Балбеса, Труса и Бывалого. И это было вполне логично, новое появление полюбившихся всем масок гарантировало зрительский, а вместе с ним и коммерческий успех. Но Гайдай не хотел эксплуатировать старые образы, и был полон новых идей.

Совместно со сценаристами они сочинили новое трио преступников; Граф, Механик и Малыш. На худсовете сценарий одобрили, но было рекомендовано сократить его, убрав Малыша. Так трио злодеев превратилось в дуэт. Мозговым центром банды стал таинственный шеф.

Работали преступники по следующей схеме, ввозили в страну контрабандой, купленные за валюту бриллианты, меняли их на советские рубли, на которые закупали контрабанду, вывозимую из Союза в капиталистические страны. Подсказкой что именно вывозили из СССР герои фильма, служит сцена моленья Графа на икону. Контрабанда икон в то время действительно была поставлена на широкую ногу.

На роль Графа изначально планировался Георгий Вицин исполнитель роли Труса в комедиях о приключениях Шурика. Но авторы фильма побоялись повторения характера Труса в новом герое. При проработке образа Графа сказалась любовь Гайдая к творчеству Ильфа и Петрова. Он придал герою черты великого комбинатора Остапа Бендера. Для этого идеально подошёл Андрей Миронов, это было 100% попадание в замысел режиссёра.

Актер легко вжился в пластичный образ своего персонажа, но все же сниматься ему было тяжело. Андрей страдал от экземы на лице. При нем постоянно дежурил гримёр, правивший грим по мере надобности. Грим доставлял актёру мучения, но без него было никак нельзя. Когда становилось совсем тяжело, выручал оператор, снимавший лицо актера как бы вскользь.

Вопроса кто будет играть Механика не стояло, на эту роль был сразу утвержден Анатолий Папанов. Проблема была только в занятости актёра, но известный своим трудолюбием и организованностью Папанов справился. Его герой в окончательном варианте сценария получил имя Лёлик.

С Мироновым роль Геши/Графа сыграла впоследствии злую шутку. После успеха «Бриллиантовой руки» Гайдай, наконец, взялся за «12 стульев». «Золотой телёнок» Швейцера, прошёл не менее успешно, и продолжение было кстати. Одним из претендентов на главную роль Остапа Бендера был Андрей Миронов.

Пробы прошли удачно, и Миронов справедливо рассчитывал получить роль которую очень хотел. Но Гайдай, признавая, что Миронов лучший кандидат на роль, не утвердил. Бендер в исполнении Миронова, был похож на Гешу. А так как с момента выхода «Бриллиантовой руки» пришла всего пара лет, режиссёр боялся, что эти два героя сольются в восприятии зрителя.

Актер признал доводы режиссёра разумными, но расстались они все равно холодно, и больше вместе не работали. А великого комбинатора Миронов всё-таки сыграл, в фееричной четырех серийной экранизации «12 стульев» Марком Захаровым.

Оцените статью
Как Миронов и Папанов стали подручными зловещего Шефа в «Бриллиантовой руке»
Как Катерина ходила по магазину: эпизод из «Москва слезам не верит», на который я раньше не особо обращал внимания