Как режиссёр-дебютант обманул начальство и в итоге выдал кинохит на все времена

Фильмы для детей впервые начали снимать в Советском Союзе. До этого для детей создавались только мультфильмы, а для взрослых — кино.

Именно наша страна стала первопроходцем в этом, теперь уже всеми любимом жанре детского кинематографа.

На пороге этого открытия стоял Леонид Нечаев. Сначала будущий режиссер хотел стать актером.

Он даже поступил во ВГИК и два года учился на актерском направлении, но все же позже выбрал режиссерский факультет.

Два года прошли не зря, и его актерские навыки очень сильно помогали ему при взаимодействии с актерами.

Многие из них отмечали, что Нечаев всегда очень понятно объяснял, чего именно не хватает ему в исполнении роли, даже мог показать, как необходимо играть. Этот его талант очень сильно выручал начинающих артистов, многие из которых были детьми.

Свою выпускную дипломную работу Леонид снял по сценарию Алексея Баталова. Картину посчитали излишне смелой и даже вызывающей.

Поэтому было принято решение отправить новоиспеченного режиссера на телевидение в качестве документалиста.

Но Нечаеву не по душе были документальные съемки, ведь он мечтал снимать художественное кино.

И вот он получает предложение о работе из Минска. На киностудии “Беларусьфильм” ему дали сценарий для фильма “Приключения в городе, которого нет”.

С этой картиной было “не так” буквально все: слабый сценарий, низкий бюджет.

Даже самим участникам съемка была не интересна.

Но картина была все-таки закончена, и режиссер поехал сдавать ее в Москву.

Там он внезапно получил новое предложение. Ему предоставили возможность стать режиссером мультфильма “Приключения Буратино” по сценарию Инны Веткиной.

Нечаев отнесся к приглашению неоднозначно: это была бы первая серьезная работа, однако заниматься мультипликацией он не испытывал ни малейшего желания.

Леонид очень не хотел упускать этот проект, поэтому решился на подлог и обманул начальство. Он тайком вырвал из сценария первую страницу, в котором значилось, что “Приключения Буратино” — это мультфильм из пяти серий.

И вклеил вместо нее новую, где “Приключения Буратино” стали игровым фильмом в двух сериях. С этим исправленным сценарием он явился на киностудию “Беларусьфильм”, и работа закипела.

Леонид Нечаев решил, что хочет сделать фильм, который будет интересен и детям, и взрослым. По существу, семейных фильмов до этого не было.

Поэтому можно сказать, что Нечаев стал основоположником жанра “семейное кино”.

Все его последующие фильмы снимались в этом жанре.

Ввязавшись в эту авантюру, режиссер понял, что ему просто необходим сильный актерский состав на взрослые роли.

Так первыми на площадке появились Николай Гринько и Юрий Катин-Ярцев.

Первый из них снимался в предыдущем фильме Нечаева и играл теперь роль Папы Карло. Второй был когда-то его преподавателем, а теперь играл Джузеппе.

Нечаев очень хотел, чтобы Черепаху Тортиллу сыграла Фаина Раневская, но получил отказ и пригласил на эту роль ее приятельницу Рину Зеленую.

Та, соглашаясь на эту роль, даже не представляла, что она станет знаковой в карьере актрисы.

Утверждение ролей Лисы Алисы и Кота Базилио дались режиссеру с огромным трудом. Ведь руководство киностудии не понимало, зачем брать на эти роли людей.

Они сочли это провинциальщиной и предложили взять реальных животных из цирка.

Около двух месяцев понадобилось Леониду Нечаеву, чтобы убедить руководство в обратном. Но когда начальство согласилось с задумкой режиссера, Леонид столкнулся с новой сложностью.

Он пригласил на роль Лисы Алису Фрейндлих, которая согласилась, но лишь при условии, что Базилио сыграет Михаил Боярский.

У них только закончились совместные съемки в “Соломенной шляпке”, и ей очень хотелось снова поработать вместе с молодым Боярским.

Однако кандидатура Михаила не устроила режиссера, потому и Алисе Фрейндлих пришлось отказать.

На роли преступного дуэта пробовались и Виктор Павлов с женой Татьяной Говоровой. Режиссер отказал и им. Долгие поиски продолжились.

Тогда-то и возникла безумная идея: предложить роль Базилио Ролану Быкову. Идея была заведомо провальная, ведь Быков уже был очень знаменит и имел плотный съемочный график.

В то время как Нечаев был еще никому неизвестен, ведь это была первая его серьезная работа в кино.

К тому же съемки проходили в Минске, что было совершенно неприемлемо для невероятно загруженного Быкова.

Естественно, он отказался. Но не его жена. Актриса Елена Санаева была очень вдохновлена идеей сыграть в этой волшебной сказке.

Она решила, что будет участвовать в пробах в любом случае.

А потом уговорила и мужа.

Удивительно, но именно роль сказочного мошенника Кота Базилио стала для Ролана Анатольевича знаковой.

С музыкой тоже не обошлось без проблем. Изначально в качестве автора песен режиссер хотел пригласить Юлия Кима.

Но от этой кандидатуры пришлось отказаться, так как поэт тогда был не в чести у высшего руководства страны из-за своих настроений.

Тогда Леонид Нечаев обратился с этой просьбой к Булату Окуджаве. Тот согласился, но думал, что музыку писать будет сам.

Однако на эту работу был приглашен начинающий композитор Алексей Рыбников. Окуджава был возмущен и, хотя часть песен уже была готова, отказался продолжать работу. Скандала избежать не удалось.

Нужно было срочно искать нового автора. С этим помог Рыбников.

Он позвал своего старого друга Юрия Энтина.

Юрию пришлось поработать над текстами своего предшественника и добавить свои.

В результате получился прекрасный музыкальный ряд, который уже почти 50 лет знаком каждому ребенку в нашей стране.

Первым на роль злодея Карабаса-Барабаса пригласили Романа Филиппова. Но киностудия сразу отказалась от этой кандидатуры.

Тогда на помощь пришел уже именитый артист Владимир Этуш.

Несмотря на свою занятость, он нашел время на съемки в картине еще совсем неизвестного режиссера. И не прогадал.

Съемки волшебной картины длились несколько месяцев. Режиссер Леонид Нечаев вложил в эту работу всю свою душу.

Он нашел подход к каждому из артистов, а маленькие актеры были от него просто без ума.

Даже называли его не иначе как “папа Лёня”.

Результат не заставил себя ждать и был потрясающий. Страна впервые увидела кинофильм 1 января 1976 года.

Не прошло и недели, как песни из фильма стали звучать отовсюду, а фразы героев моментально стали крылатыми.

Фильму “Приключения Буратино” была присвоена высшая категория.

Для начинающего режиссера это было феноменальным успехом.

Сам же Нечаев этой работой открыл себе путь в большой кинематограф.

Сегодня просто невозможно представить отечественную киноиндустрию без его прекрасных музыкальных сказок.