Как снимали сцену пира в «Иване Грозном» во время голода в стране

Сергею Эйзенштейну поручили снять фильм об Иване Грозном, когда шла Великая Отечественная война. Время тяжёлое, голодное, поэтому съёмки проходили на пределе человеческих возможностей, а чтобы актёры не съедали реквизит, создатели фильма приняли жестокие меры.

В эпоху Ивана Грозного перебоев с продовольствием не наблюдалось, и царь мог позволить себе из еды, что угодно. Чтобы картинка была достоверной, сцену с большим количеством еды надо было показать и в фильме. Но сделать это в военные годы было особенно тяжело. Для ленты с трудом отыскали необходимые продукты. И тут же столкнулись с другой проблемой. Голодные актёры не могли сдержаться и набрасывались на блюда. Чтобы «спасти» важные атрибуты, продукты приходилось обильно поливать керосином. После этого на съёмочной площадке был такой запах, что закуски уже невозможно было есть. Это был жестокий, но единственно возможный метод уберечь реквизит от тотального уничтожения голодными актёрами.

Кинокритик Оксана Агапова этот опыт подтверждает, а также сообщает, что так делали не с целью унижения или издевательства над актёрами, а лишь с целью сохранения провизии, которой и так не хватало, чтобы показать полноценную достоверную картину.

В то время, как еду на съёмочной площадке поливали керосином, дочь Николая Черкасова, который сыграл царя в фильме, умирала от голода в блокадном Ленинграде. Спасти девочку не удалось, даже несмотря на покровительство Иосифа Сталина. Черкасов был его любимым актёром. Страшный период удалось пережить лишь сыну актёра, который появился на свет незадолго до начала войны.

Такой же приём использовали во время съёмок фильма «Иван Васильевич меняет профессию», вышедшем в 1973 году. Пока съёмки проходили в Москве, особых проблем с провизией не наблюдалось — всё можно было купить в магазинах. Проблемы начались, когда приехали снимать в Ростов.

Почки заячьи верченые, щучьи головы с чесноком, зажаренные поросята и другие яства во время съемок были самыми настоящими. Актёры такого изобилия в жизни не видели. Многие жили на скромные зарплаты и доступа к продовольственным «дефицитам» не имели. Поэтому начали по-тихому уменьшать запасы. Тогда работники, отвечающие за реквизит, и нашли выход — полить еду керосином.

Интересно, что денег на продукты в бюджете предусмотрено не было. Но режиссёр Леонид Гайдай был уверен, что искусственная еда смотрится на экране не реалистично, поэтому купил все закуски за свой счёт. Он потратил на все царские угощения целых 200 рублей, что в то время было значительной суммой. После съёмок выяснилось, что кто-то из команды случайно забыл бутылку «Боржоми» на царском столе. Чтобы не допустить киноляпа, сцену пришлось переснять.

Оцените статью
Как снимали сцену пира в «Иване Грозном» во время голода в стране
«Разорванный круг» — кто же yбил директора?