Как зарождался громкий конфликт между Андреем Тарковским и Георгием Рербергом. Теория об истинной причине ссоры

Одной из самых болезненных историй советского кино считается разрыв отношений между оператором Георгием Рербергом и режиссером Андреем Тарковским. В этом конфликте не было победителей, лишь один проигравший, имя ему — кинематограф.

Непревзойденный тандем конгениального оператора и великолепного режиссера наиболее ярко проявился в фильме «Зеркало», и мог подарить советскому кино еще много художественных плодов. Но все закончилось на скандально известной картине «Сталкер».

Рерберг и Тарковский признавали профессионализм друг друга. Они не только работали вместе, но и дружили, что немного удивительно, особенно зная об их невероятно тяжелых характерах.

За свою карьеру оператора Георгий Иванович «поставил на место» много режиссеров. Прилетало и Тарковскому: — «Старик, знаешь, два гения на съемочной площадке — это слишком».

Андрей Арсеньевич тоже не церемонился с людьми, особенно когда задевали его личные интересы. Александр Кайдановский однажды бросил Тарковскому: — «Если собрать всех несправедливо обиженных тобой людей, то они не поместятся даже в большом зале».

История конфликта берет свое начало в мае 1977-го года, когда съемочная группа «Сталкера» отправилась в Эстонию. Изначально снимать натуру планировалось в таджикском городе Исфару, но тот пострадал от землетрясения.

Однако Рерберг заявлял, что смена места съемки была вовсе не из-за разрушений. Ему казалось, что Тарковский взялся за работу без привычной уверенности в «сильном» сценарии, а значит не имел точного представления того, какой должна быть натура.

Рербергу также не нравился сценарий и по всей видимости он говорил об этом открыто, тем самым преумножая неуверенность режиссера. Масла в огонь подливала история с поисками главной героини фильма.

Изначально Тарковский планировал снимать жену Ларису, но на пробах Рерберг возмутился и убедил отдать роль Алисе Фрейндлих. Таким образом оператор нажил себе врага в лице Ларисы Павловны, которая имела на мужа некоторое влияние и во время съемочного процесса подкидывала зерна будущего конфликта.

Пока Тарковский продолжал сомневаться в собственной художественной правоте, Рерберг оставался в своей стезе и вместо подготовки кадра мыл свой роскошный автомобиль.

Спустя месяц работы над фильмом у Тарковского начали возникать претензии к изображению. Когда из столицы пришла новая порция проявленного материала, режиссер выгнал художника Александра Бойма, что лишь обострило напряженные отношения с Рербергом.

Уже в августе, после просмотра очередного отснятого материала, Тарковский обвинил Рерберга в операторском браке, который якобы был обнаружен после проявки негатива. Рерберг не стал продолжать работу над фильмом, просто сев в свой автомобиль и уехав в неизвестном направлении.

Вернемся к главному вопросу, а именно — был ли на самом деле операторский брак? Большинство склонно верить, что никакого брака не было. Незадолго до злополучного «Сталкера» Георгий Рерберг снимал «Мелодии белой ночи» без единого технического огреха, причем на идентичной модификации «Кодака».

Правда снимал на пленку, купленную японцами, а о происхождении пленки для «Сталкера» оператору было ничего неизвестно.

Спустя десятилетия подробности этого конфликта обросли массой реальных и выдуманных подробней, в которых практически невозможно разобраться. И все же существуют версии, которые вызывают доверие.

Вполне вероятно причиной конфликта послужил не операторский брак, а неприятие Тарковским «Сталкера» в его первоначальном виде. Чтобы исправить творческую неудачу, было необходимо избавиться от оператора.

Дело в том, что операторский брак давал возможность получить деньги и начать производство фильма заново. Эта версия событий не лишена логики, ведь Тарковский получил деньги и снял «Сталкера» таким, каким мы его знаем сегодня.

Оцените статью
Как зарождался громкий конфликт между Андреем Тарковским и Георгием Рербергом. Теория об истинной причине ссоры
«Маленькое одолжение» — как эстрадный кумир переосмыслил жизнь