Какие сцены были вырезаны из первого провокационного фильма в СССР

Этот фильм был снят осенью в Карелии полвека назад. Сколько лет минуло, а споры об этой картине режиссера Андрея Смирнова не утихают среди зрителей до сих пор. Одни считают эту кинокартину, мягко говоря, слишком камерной, занудной и скучной, а другие уверены в том, что это настоящий киношедевр, над которым не властно время.

Речь о картине режиссера Андрея Смирнова «Осень», которую он снял по своему же сценарию «Рябина — ягода нежная» на киностудии «Мосфильм» осенью 1974 года.

Фильм Смирнов снял за три месяца, а вот чтобы его увидели зрители, добивался долго. Премьера была только в конце апреля 1976 года. Да и какая там премьера… Фильм был выпущен третьим экраном (малым количеством фильмокопий).

«Осень», в числе прочих кинокартин, обсуждали на совместном заседании коллегии Госкино СССР и секретариата правления Союза кинематографистов СССР. Свою критическую оценку фильму дал и кинорежиссер Сергей Герасимов.

Особенно его возмутили слишком «откровенные сцены». Он посчитал, что в фильме они выглядят спекулятивно. Что совсем не так надо показывать на экране любовные отношения между мужчиной и женщиной.

Сергей Герасимов: «… Нашему кино не обязательно проявлять в этой области «храбрость». Что показывать — это не праздный вопрос, поскольку фильм — это не лирическое стихотворение, предназначенное только двум людям, он рассчитан на куда большую аудиторию».

Другие члены заседания упрекали режиссера в том, что в фильме нет нравственных устоев, что в картине нет самой истории любви, да и вообще актеры подобраны неудачно.

На том разгромном заседании в Госкино картину называли «непристойной порнографией», а героиню Натальи Рудной — просто «бля…ю», которая так легкомысленно относится к вопросу деторождения. И что это такое вообще — романтизация измены…

Разве к таким героям мы должны испытывать симпатию? А где коллектив? Где они вообще работают? Почему в конце фильма нет веселой свадьбы? Ну и всё в таком духе…

К этой картине было столько претензий и из нее было столько вырезано отснятого материала, что даже спустя десятилетия Андрей Сергеевич вспоминал об этом с болью:

«Меня просто вызвали к Сизову и приказали: «Вот это, это, то и еще вон то — вырезать». Я снимал картину три месяца, а сдавал, кажется, семь, причем от меня до последнего требовали убрать кульминационную сцену в пивной, без которой всё остальное становилось бессмысленным».

На худсовете картину признали абсолютной неудачей. Сергей Аполлинарьевич Герасимов выступил: «Андрюш, что с тобой? Ты что, голой бабы не видел? Нашел тоже ход — героев раздеть. В западном кино это сплошь и рядом.

Вот одеть — это новаторство!» Общий смех, аплодисменты. Особую ярость у собравшихся почему-то вызвала появляющаяся под конец пара в исполнении Максаковой и Джигарханяна.

Не знаю, но коллегию Госкино просто трясло. Один кричал: «Вы только посмотрите на сундучок, на котором ездит по квартире эта бл..ь!» Думаю, дело было в том, что герои говорят только о частном, они вне социума, карьера их явно не волнует.

Я понял, что дальше отступать некуда, и написал три отчаянных письма — в ЦК КПСС, в Союз кинематографистов и в Агентство по авторским правам. Как ни странно, это помогло. Меня снова вызвали, и Сизов сказал: «Ну вырежи из нее хоть что-нибудь!

Я не тронул ни кадра, а написал, что выполнил указание. Никто этого не заметил, но всё равно я получил по полной: в Москве картину не выпустили, на Украине запретили, Свердловский обком снял с проката. Никакой рекламы, ни одной рецензии. Как будто фильма не было».

И это после «Белорусского вокзала», который, замечу, Андрей Смирнов снял, когда ему было всего 29 лет! Многие тогда пророчили молодому режиссеру отличную карьеру, но он снял «Осень». Этот фильм, по сути, перекрыл ему кислород. И он, дабы оставаться в профессии, несколько лет был вынужден снимать сюжеты для сатирического киножурнала «Фитиль». Чиновники от Госкино добились своего.

Многие коллеги, да и пресса тогда негативно отозвались об этой картине. А некоторые москвичи в 1976 году специально ездили в Подмосковье, чтобы посмотреть в маленьких кинотеатрах этот фильм. Во многих советских республиках этот фильм был и вовсе запрещен к показу. Да и ограниченный разрешенный показ был очень кратким, а потом фильм просто «положили на полку». Был фильм, нет фильма.

Одни считали, что именно «Осень» была первой эротической картиной в СССР. И что совсем не так, как надо, в ней показана советская семья, какие-то любовные метания уже немолодых людей, пивнушка, неустроенность.

«Да и что это за название — «Осень»? Вы что, товарищ Смирнов, намекаете на скорый конец социалистического строя?».

Да, вот такие абсурдные обвинения пришлось выслушивать Андрею Смирнову после того, как он снял, может, сам того не подозревая в то время, очень сильный фильм. Фильм о любви.

Многие знатоки кино до сих пор говорят, что «Осень» Смирнова чем-то напоминает им по стилистике «Сцены из супружеской жизни» Ингмара Бергмана. Кстати, сам Бергман высоко оценил «Осень» и назвал этот фильм в письме Андрею Смирнову «шедевром камерной музыки». Какая в этой картине музыка Альфреда Шнитке!

Наверняка среди читателей канала есть и те, кто еще не видел эту картину. Поэтому не буду пересказывать ее сюжет , да и не в сюжете дело. Обычная история обычных людей… Несвоевременность, ошибки молодости, любовь немолодых уже людей… «Вечная драма, где есть он и она»…

И как точно подобраны режиссером актеры. Утонченной красоты Наталья Рудная (тогда она была супругой Андрея Смирнова), обаятельный Леонид Кулагин.

А как в этой картине сыграла Наталья Гундарева, которой тогда было всего 26 лет! Помните?

«А мужик он и есть мужик. Что творит, сам не ведает. Какой с него спрос?»

«Чего ж ты замуж идёшь и не знаешь, сколько он получает? Чудачка».

А помните маленькую сцену в чайной? Когда герой-«интеллигент» в кожанке (Игорь Кашинцев) произносит монолог, обращаясь к молодому поколению.

«Страх потеряли? Патлы отрастили… Побрить под нулёк и на лесоповал!». И как на это реагирует участковый (Юрий Кузьменков), да и другие ребята из забегаловки.

Этот фильм наполнен запахами осени. Вот рубленный дом Дуси и Эдуарда. Он пахнет деревом, осенними яблоками, свежим хлебом, молоком и травами. Вот река, лес. И будто сам ощущаешь все эти запахи уже мокрой листвы, скорого предзимья и ветерка с реки.

Или та же чайная — дым дешевых сигарет и папирос, кислых щей, разбавленного пива или чего покрепче.

Фильм будто снят скрытой камерой, никакой лакировки. Раздолбанная сельская дорога, старенький автобус, драповые пальто с меховым воротником, засаленный ватник, деревянный детский стульчик-трансформатор, импортный плащ, сифон, белые занавесочки на пол окна, опять уже припрятанное пиво, но уже в бутылках. Всё, как и было в те годы…

Что в глухой деревне, что в большом городе. И двое людей, которые просто любят друг друга. А по календарю тогда была просто осень. Как и сейчас. Посмотрите или пересмотрите хороший фильм.

Оцените статью
Какие сцены были вырезаны из первого провокационного фильма в СССР
Не объедят тебя племянники