«Карнавал» и модница Нина Соломатина

В фильме «Карнавал» (1981), этой лирической комедии, больше смахивающей на социальную драму, есть много примет эпохи, в том числе модных трендов. Более того, нам их не просто показывают; на них явно указывают (примерно, как в «Служебном романе» (1977), где мода – важнейший «персонаж» ленты).

Начну не с фасонов, а с милого аксессуара, который несёт особую смысловую нагрузку. Помните, Нина Соломатина подглядела украшение для волос у одной из девушек? Тонкие прядки (а могли быть и косички), перевитые бусинами.

Неслучайно. Это – популярная штучка, пришедшая из хиппи-стиля, уже не такого острого на момент съёмок, но всё же некоторые детали всё ещё имели место. Хиппи же в свою очередь взяли это у североамериканских индейцев. Вообще, в 1970-х были модны пончо, мокасины, индейские узоры и такие вот «подвески».

В этой богемно-творческой тусовке, где пыталась «вариться» наивная, восприимчивая (где-то даже чересчур восприимчивая!) Нина, естественным образом цвела хиппи-культура, но «облагороженная» мажорами из гуманитарных вузов.

Ещё один шикарный момент, связанный с причёсками – ядрёная завивка, сделанная Ниной, чтобы изумить отца-москвича. В те годы каждая вторая фемина (будь то юная или матрона) хотя бы раз в жизни делала себе такой подарок красоты. У Нины это — термобигуди, но так называемая химия выглядела так же.

Неважно – кто ты, продавщица, педагог, автор брошюр о жизни пламенных революционеров, лихая фарцовщица, спортсменка. Всем нравилось, хотя, мало кому шло. Изначально это именовалось «афро» — имитация волос чернокожих знаменитостей, вроде Анжелы Дэвис.

С подобной «химией» выступала и Алла Пугачёва, звезда и непререкаемый авторитет для многих женщин. Тётки приходили в парикмахерскую и говорили: «Завей-ка под Аллочку». Больше того, эта химия отвратительно пахла — ну, собственно химией и уродовала структуру волос, но кого это останавливало?

Идём далее. Нина — в Москве… Уже без термобигуди, а со своими хвостиками. Что просит Нина у отца, когда приезжает? Она, гуляя по оживлённым улицам, показывает ему в витрине бежевый костюмчик с трапециевидной юбкой, сапоги да маленькую сумочку.

В конце 1970-х – начале 1980-х бежевый/песочный/сафари стал настолько популярным, что можно сейчас найти любой журнал Burda тех лет и без труда взять иллюстрации. К слову, там же мы увидим сапоги в сочетании с демисезонным комплектом.

Все ходили с именно с небольшими сумочками, через плечо, а те могучие «баулы» и «чемоданы» от LV и прочего Сен-Лорана, что нынче стоят бешеных денег, в 1981 году показались бы колхозно-хозяйственными сумками и ни одна модница их не взяла бы в руки.

В одной из главных фантазий Нины, где она просит: «Позвони мне, позвони!» — шикарный микс двух ведущих стилей – «диско» и спортивного. Девушки, одетые в атласные костюмчики и яркие топы – о, как типично для эстрады и танцпола!

Основа диско-стиля – атласная ткань, становящаяся волшебной от «соприкосновения» с бликами зеркального диско-шара, от сполохов цветомузыки. Парни – тоже в белом, но это — уже спорт-стиль, который напоминал о только что прошедшей Олимпиаде-80.

Особый акцент – на кроссовки Adidas, бренд, ставший в СССР …единственно-значимым по причине того, что был единственно-возможным. Отчего же? Заключили контракт с этой фирмой накануне Олимпиады, и все наши спортсмены были упакованы в форму от Adidas. Если кроссовки, то Адидасы (три полоски).

Когда хотели изобразить пижона или фифу, непременно рисовали её в «адидасах», а не в туфельках из «Берёзки», ибо так – доходчивее, а в дамских журналах писали, что кроссовки, надеваемые …в театр — это вульгарно и не к месту. Таким образом, «Карнавал» — это ещё и своеобразный показ мод рубежа 1970-1980-х годов.

Оцените статью