Когда смотришь, скажем, удивительный, славный фильм «Покровские ворота», то как-то даже не верится в слова искренней Татьяны Догилевой, рассказывающей, что гениальный режиссёр Михаил Козаков начинал кричать, уже… только выставив ногу из привёзшей его на съёмки… машины. А ведь какой фильм вышел в итоге… светлый, озорной и … прелестный…
Вот и великолепнейшая история с 9-А, рассказанная прекрасным и талантливым Алексеем Кореневым под названием «Большая перемена», и затеянная им в 1972 году, казалось бы, определённо должна была оставить лишь позитивные воспоминания у сыгравших в ней талантливых артистов.
Думаю, что в отношении великого Евгения Леонова, заставившего-таки режиссёра снять эпизод с распитием пива перед «учёбой», прямо у бочки, стоявшей неподалёку от его дома, никаких обид и сожалений и быть не могло. Как и у симпатичной Светлане Крючковой, получившей одну из главных ролей в свои 22 года.
Тем более удивительно полное неприятие этой прелестной картины самим Михаилом Кононовым, который, по словам Натальи Гвоздиковой, просто «взвивался», когда слышал произнесённое всуе имя Нестор Петрович. Из его воспоминаний – «Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст». Хотя понять, что актёр всё время был чем-то недоволен, глядя на экран, практически невозможно.
Вообще-то, эту роль должен был играть ещё «дорязановский» Андрей Мягков, так же товарищ с не простым характером, Но артист отказался от этого предложения, так как Коренев не согласился взять на роль учительницы Светланы Афанасьевны его дорогую супругу Анастасию Вознесенскую… . А что, она бы не плохо смотрелась в кадре. Но всё же … нежная Богунова..
Но вот совсем не понятно отношение к его сверхудачной роли Гены Ляпишева в этом кино, замечательного Виктора Проскурина. Что и почему не устроило этого талантливого интроверта, мне до сих пор не понятно. Ведь здесь парень получил реальную известность. Сыграл вместе с очаровательной Ириной Аzер. Казалось бы, с чего бы Виктору то … мизантропить. Но… , видимо таким не простым был этот Проскурин … уже с молодых «ногтей»… .
Конечно, замечательному, популярному ещё с середины 60-х актёру Александру Збруеву, получившему «навеки»… имя «Ганжа», только поначалу было забавно. Но шли годы, а видевшие его «зеваки» так и не унимались. Даже сегодня, когда Александру Викторовичу уже за 85, он с горькой улыбкой вспоминает годы, проведённые под «покрывалом» его «Ганжи».
Недовольной оказалась и красавица Наталья Гвоздикова, сыгравшая в «Большой перемене» своенравную Полину. По словам самой актрисы, неоднозначный Алексей Коренев делал в её сторону не двусмысленные намёки, которые девушка весьма строго отвергла. После этого, «волшебным образом», её роль в этом фильме сократилась более чем … наполовину…
С улыбкой вспоминает «вредничание» режиссёра и хорошенькая в те годы, Ниночка Маслова. По её словам, Коренев специально «наградил» её персонаж яркой фамилией Коровянская, даже убрав имя. Однако, мне кажется, что Маслова произносит «Кровянская», делая ещё более яркий акцент на режиссёрском характере… Правда, на что и за что… всё-таки разобиделся на неё Алексей Александрович, актриса так ни разу и не сказала. Играть ей пришлось с легендарным Савелием Крамаровым, о котором Нина ничего плохого никогда не вспоминала.
Понятно, что неуёмный Ролан Быков, будучи и сам отменным режиссёром, постоянно вмешивался в процесс съёмок. Кстати, спасая Нестора из пруда, артист и вправду не знал, что тот реально не умел плавать. Так что изображать тонущего, Михаилу было более, чем просто…
И всё же «Большая перемена» вышла на удивление светлой и радостной. Эту простенькую историю можно смотреть в любое время и с любой минуты. Удивительный фильм…