Кинокомедия «Преступление и наказание» 1940 года. Почему её испугались показывать в СССР?

Великому советскому писателю и драматургу Михаилу Зощенко с кинематографом откровенно не везло. Несколько раз он работал над киносценариями, но они либо сразу отвергались, либо забраковывались на этапе съёмок. Известно о пяти готовых киносценариях, которые по разным причинам так и не стали фильмами.

Это: «Бедный Федя» (1938), «Опавшие листья» (1942), «Пусть неудачник плачет» (1943), «Солдатское счастье» (1943), «Пять ошибок» (1952).

И лишь один сценарий — «Преступление и наказание» в 1940 году был снят, а фильм даже короткое время находился в прокате, пока советские чиновники не упрятали его «на полку».

Михаил Михайлович Зощенко обладал удивительным даром замечать пороки окружающей жизни и в острой сатирической манере вскрывать их перед читателями. Объектами его сатиры становились как обычные люди, так и власти предержащие.

Особой темой в его творчестве была эпоха зарождения новой советской номенклатуры. Он высмеивали их настоящие низменные стремления, которые те прикрывали псевдо преданностью высоким идеям и громкими лозунгами.

А представителям номенклатуры это очень не нравилось, если не сказать больше. В этом и была основная причина того, что великий писатель всю свою жизнь подвергался гонениям и умер, по сути, в нищете и забвении.

Снятый по его сценарию в 1940 году фильм «Преступление и наказание» является сатирической насмешкой над этой первой советской номенклатурой.

Позднее, через десятилетия, по его рассказам появилось много спектаклей и фильмов, были опубликованы сборники его рассказов, но при своей жизни писатель признания так и не получил.

В 1975 году по трем произведениям Михаила Зощенко режиссёр Леонид Гайдай снял свой знаменитый фильм «Не может быть!» И первая киноновелла фильма являлась экранизацией той самой комедии «Преступление и наказание», которая впервые появилась на экране в 1940 году.

Гайдай знал об этой старой кинокомедии и, используя свои связи, получил плёнку с запрещённым фильмом, чтобы показал его своим актёрам. Михаил Пуговкин позже признался, что многие моменты для своей роли он почерпнул у великого Ильинского.

Лично мне кажется, что в обоих фильмах замысел автора был полностью раскрыт. И если бы Зощенко смог дожить до примеры Гайдаевской комедии (в 1975 году ему могло бы быть 80 лет), то он бы вместе со всеми зрителями, от души посмеялся над своими героями.

Оцените статью
Кинокомедия «Преступление и наказание» 1940 года. Почему её испугались показывать в СССР?
Трагедия на съёмках фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», о которой не любил вспоминать Эльдар Рязанов