Кого пришлось выгнать со съемочной площадки и другие факты о фильме «Сорок первый»

Очень тяжело дался Григорию Чухраю его фильм «Сорок первый», который он снял в 1956 году.

Это сегодня мы можем утверждать, что фильм по повести Бориса Лавренёва получился очень качественным и действительно волнительным. Но сколько же интриг было во время съемок и приемки фильма.

А далее факты, связанные со съемками фильма «Сорок первый»:

1. Повесть «Сорок первый» Григорий Чухрай прочитал в госпитале после ранения. И повесть его очень впечатлила.

2. Когда Чухрай посмотрел фильм «Сорок первый» 1926 года, то он был разочарован. Яков Протазанов снял фильм с точки зрения «классовых позиций», где красные — это только положительные люди, а белые — все сплошь негодяи без исключений. Но сам Григорий Чухрай знал, что хорошие и плохие люди бывают с разных сторон.

3. Первоначально сценарий фильма был написан самим Григорием Чухраем, но после беседы с Пырьевым он попросил себе профессионального сценариста. И таким сценаристом стал Григорий Колтунов. Чухрай не возражал, чтобы Колтунов остался единственным официальным сценаристом фильма.

4. Колтунов был хорошим сценаристом, но он боялся написать что-то такое, за что «влетит по шапке». Из-за этого у него возникли споры с Чухраем, который хотел показать, что и среди «врагов» есть нормальные люди. Чухрай обратился за советом к знающим людям. И ему сказали, что Колтунов делает всё правильно. В противном случае сценарий просто не примут на худсовете. Но при этом Чухраю дали ценный совет — самое главное это утвердить сценарий, а во время съемок можно от этого сценарий отойти.

5. Худсовет действительно противился принимать даже «сугубо положительный» сценарий Колтунова. Чухраю говорили — «Ты прошел Великую Отечественную — вот и снимай про нее. А мы жили во времена революции и гражданской, и нам лучше знать». После долгих споров только благодаря Пырьеву сценарий был утвержден.

6. Во время съемок фильма Чухрай с трудом мог работать с оператором Урусевским. Всё дело в том, что оператор Сергей Урусевский был уже опытным профессионалом, а потому в некоторых моментах он сам командовал съемкой и актерами, что не нравилось режиссеру. Это не нравилось и Олегу Стриженову, который даже однажды чуть не разодрался с Урусевским. Стриженов сказал Чухраю, что Урусевский подговаривал его не слушать режиссера. Жена оператора потом объяснила Чухраю, мол, Стриженов был пьян, а потому не так всё понял.

7. В разгар съемок был вызван муж Изольды Извицкой Эдуард Бредун. Это сделали с той целью, чтобы молодой жене не было скучно. Бредуну также дали небольшую роль казака.

8. Вызов Бредуна не принес ничего хорошего. Однажды в подпитии он заявился к режиссеру и начал ему говорить, что тот неправильно снимает кино, мол, надо учиться у итальянцев. В итоге, встреча закончилась дракой. Чухрай распорядился в срочном порядке отправить Бредуна обратно в Москву. Как потом оказалось, по Москве поползли неприятных слухи о съемках фильма. Источник этих слухов был известен.

9. Съемки шли тяжело. Режиссер и оператор ругались друг с другом. Режиссер хотел снимать свой фильм — оператор видел совершенно другую картину. Дело дошло даже до написания жалобы Пырьеву. Но к счастью, здравый смысл пересилил. После выхода фильма Чухрай и Урусевский даже стали друзьями.

10. Самое страшное было впереди — Пырьев узнал, что Чухрай снял фильм не по утвержденному сценарию. На встрече Пырьев в самых ярких тонах послал Чухрая подальше, не желая даже отсматривать, что тот снял. Во время монтажа фильма вдруг выяснилось, что начался допрос съемочной группы, так как был не только уход от утвержденного сценарий, но и перерасход средств. Не смотря на возможный суд, Чухрай всё же фильм смонтировал.

11. Фильм всё же был представлен худсовету. Сам Чухрай ждал решения в вестибюле. Участники худсовета посмотрели фильм. Объявить решение вышел сам Пырьев. Но прежде Пырьев отдал Чухраю бумагу — это был донос на Чухрая. Написал его сценарист. При этом сценарист пришел в кассу за гонораром, где его и встретил Чухрай с разговором.

12. Фильм был принят. Пусть многие говорили, что он получился только благодаря Урусевскому, но для Григория Чухрая это была своеобразная победа.

13. Когда в Доме кино была премьера фильма, то Чухрая билетерши не пустили в зал, так как не поверили, что он был режиссером фильма (уж слишком скромно выглядел). Но Урусевский вступился за режиссера и Чухрая пропустили.

14. Фильм «Сорок первый» очень понравился самому Чарли Чаплину.

Оцените статью
Кого пришлось выгнать со съемочной площадки и другие факты о фильме «Сорок первый»
Остросюжетный «Квартет Гварнери» с Ю.Соломиным в роли чекиста