Комедия про пенсионеров-непосед с аппаратурой для выработки лени

Это добрую и поучительную ленту сняли ученики знаменитого режиссёра Сергея Юткевича, оканчивавшие ВГИК, — Эдуард Абалов и Томаз Мелиава.

Для обоих это был дебют в большом кино (хотя Мелиава уже попробовал себя как режиссёр телефильма), поэтому мастер-педагог поддерживал их: Сергей Юткевич числится художественным руководителем фильма «У тихой пристани» (1959) — комичной истории о двух пенсионерах, одному из которых хотелось бы проводить время спокойно, другому же вечно не сидится на месте.

Сценарий о двух пожилых товарищах, соседях по коммуналке написал Афанасий Белов, эстрадный исполнитель, киноактёр, телережиссёр.

Сценарий «У тихой пристани» стал первым для Афанасия Белова, но позже снимут ещё два фильма по его сценариям.

Картина состоит из четырёх эпизодов, в которых главные герои — два остроумных пенсионера. Бывший эстрадный артист, начинавший ещё при царе, Александр Лукич Пушков на пенсии давно и вполне доволен положением. Он живёт с заботливой женой, ходит на рыбалку и наслаждается неспешностью жизни.

Николай Северьянович Колючкин, в прошлом заводчанин, на пенсии недавно.

Бойкий и деятельный Колючкин не может равнодушно смотреть на людские проблемы, даже если люди ему незнакомы, старается всем помочь и борется с несправедливостью.

Пушков старается заботится о друге, пытается приучить его к размеренности, даже вручает ту самую аппаратуру для выработки первой стадии лени (а это не что иное, как рыболовные снасти), но безуспешно — Колючкин и не думает отказываться от активной позиции.

На главные роли были утверждены Владимир Ратомский (Колючкин) и Василий Меркурьев (Пушков). И если Владимир Ратомский сниматься начал, когда ему было уже за 50, то

Василий Меркурьев, чья кинокарьера стартовала ещё в двадцатые, имел к концу пятидесятых годов колоссальную фильмографию, был любимцем кинозрителей и одним из фаворитов ленинградских театралов как один из ведущих артистов Театра драмы.

В критических статьях, посвящённых фильму «У тихой пристани», отмечалось, что два центральных актёра и вытянули на себе сюжет, играя обаятельных чудаков, то и дело впутывающихся в необычные и комичные ситуации.

И с этим сложно не согласиться: и Владимир Ратомский, и Василий Меркурьев живут на экране жизни героев, сочетая комизм и мелодраматизм.

На другие роли утвердили Татьяну Гурецкую (жена Пушкова), Анатолия Кубацкого (сплетник и любитель писать анонимки Куприянов, которого Пушков и Колючкин довели до истерии),

Бориса Новикова (Арнольд Базюков, ревнивец, любитель выпить и поскандалить), Надежду Самсонову (его супруга).

В небольшой роли режиссёра ленты «Девушка с пингвином», на съёмках которого по случаю оказываются пенсионеры, сыграл ещё один мастер — Георгий Георгиу, а

выступивший в качестве сценариста Афанасий Белов получил роль бюрократа из строительного треста, которому тоже досталось от главных героев.

Снимали «У тихой пристани» в Днепропетровске, одном из любимых городов советских кинематографистов, ставшем съёмочной площадкой для пары десятков лент. Зимой 1959 года прошла премьера.

Зрители, особенно возрастные, встретили фильм тепло: история пенсионеров была им близка и понятна, а герои вызывали симпатию.

Критики были более сдержанны, называли фильм неровным, фрагментарным, непоследовательным, местами надуманным. Но вряд ли именно мнения киноведов привели к тому, что комедия довольно скоро забылась.

Дело в том, что в том же 1959 году вышли другие советские фильмы, которые едва ли не сразу вошли в золотой фонд кино (например, «Баллада о солдате», «Девочка ищет отца», «Судьба человека»), которые затмили комедию «У тихой пристани». Не исключено, что и

эмиграция Эдуарда Абалова в середине семидесятых поспособствовал тому, что картину задвинули подальше и сейчас она помнится немногим.

И напрасно: фильм действительно добрый, остроумный и жизнеутверждающий.

Оцените статью
Комедия про пенсионеров-непосед с аппаратурой для выработки лени
«Стыдно или нет?»: как Олег Янковский ответил Никите Михалкову на главный вопрос в профессии актера