«Королевство кривых зеркал» — шедевр советского кинематографа

В только что закончившемся 2023 году фильму «Королевство кривых зеркал» исполнилось 60 лет! Снял его великий киносказочник Александр Роу по одноименной повести Виталия Губарева.

Как все картины Роу, «Королевство» было невероятно популярно у советских зрителей — на нем выросло не одно поколение детей. Это на самом деле был фильм из любимых — цветной, со впечатляющими декорациями, с яркими красивыми костюмами, с удивительными персонажами, выходящими за рамки привычных героев русских-народных сказок — этот фильм, скорее, принадлежит к жару европейское фэнтези. Ну и сама идея — капризная избалованная девочка встретилась со своим отражением и попала в параллельный мир, в некое зазеркалье, сильно отличающееся от Кэрролловского, тоже была абсолютно новой для советского кинематографа. Это сейчас жанр про попаданцев один из самых популярных, а тогда подобные сюжеты не встречались. За приключениями Оли и Яло мы следили, затаив дыхание!

Как все советские детские фильмы, «Королевство» помимо развлекательной функции играло еще и значительную воспитательную роль, и, кроме того, что в фильме детям показывали, как плохо быть непослушными и невоспитанными, красной нитью через весь сюжет идет мысль, что все богачи это нехорошие люди, эксплуататоры простого народа, а все рабочие — ум, честь и совесть нашей эпохи. И поскольку картина предназначалась для совсем юных, то и «плохие» в ней показываются гротескно, преувеличенно мерзко, с подчеркнутыми физическими недостатками. Чего стоит Абаж с его зеленой физиономией, усыпанной бородавками:

Да и остальные не лучше. например, король Йагупоп LXXVII:

Его очаровательная маменька (которую сыграл Георгий Милляр) и две их прелестные дочки:

Ужасная в своей холодной красоте Лидия Вертинская, сыгравшая Анидаг:

И конечно, самый злодейский злодей, наводивший ужас на маленьких зрителей, министр Нушрок, чей образ весьма сходен с образами немецких офицеров времен Великой отечественной и от этого был еще ужасней:

Кстати, по происхождению он на самом деле немец по отцу.

Всем этим отвратным личностям противопоставляются светлые, добрые, чистые образы героев из простого народа. Это, конечно, Оля и Яло (Оля хоть и любительница таскать без разрешения вкусняхи, но в целом девочка добрая).

Рабочий Гурд — символ капиталистической эксплуатации детского труда:

Кучер Бар:

И очаровательная тетушка Аксал с ее вечным «фазанята вы мои!» в исполнении Тамары Носовой, будущей тётушки Чарли из Бразилии, где в лесах много-много диких обезъян:

Вот по сути эти пятеро и совершили революцию в королевстве кривых зеркал и побороли эксплуататорский строй.

Картина снималась в Крыму. В то время спецэффекты были довольно примитивными и самым распространенным способом получить необходимый эффект были так называемые комбинированные съемки, которыми называли практически любой фокус в кино. Активно использовались домакетки, дорисовки и перспективные совмещения. Труд каскадеров еще не применялся повсеместно, и большинство трюков актеры исполняли сами. Так, например, 60-летний Андрей Файт (Нушрок) сам скакал на лошади, благо у него за плечами был приличный опыт верховой езды.

Говорят, что выбирая исполнительниц главных ролей, Роу просмотрел более 300-т пар близнецов, прежде чем остановил свой выбор на Тане и Оле Юкиных. Оля и сыграла Олю, а Тане досталась роль ее отражения.

Отдельно стоит упомянуть любимого актера Роу Георгия Милляра. Милляр часто в сказках Роу играл по несколько ролей. Вот и в «Королевстве» он исполнил стразу три роли: королевы, наиглавнейшего церемониймейстера и первого извозчика.

Столько времени прошло, но и сейчас, когда все так сильно поменялось, эту картину смотришь с тем же удовольствием, что и в детстве. А это показатель того, с какой ответственностью советские кинематографисты подходили к вопросу создания фильмов. Жаль, что в наше время эти традиции утрачены.

Оцените статью
«Королевство кривых зеркал» — шедевр советского кинематографа
«Унесённые ветром». Чем интересны судьбы актёров легендарной киноленты?