«Круг» — преступника выявят в самом конце!

Остросюжетная история «Круг» (1972) менее известна, чем «Два билета на дневной сеанс» (1966), хотя, речь в ней идёт об одном и том же человеке – о сотруднике ОБХСС Александре Алёшине.

Разве что, в «Двух билетах…» он ещё молод и вообще грезит о более интересной работе, нежели выискивать недостачи у вороватых директоров овощебаз и заведующих складом.

Однако мы понимаем, что Саша никуда не уйдёт из отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности. В детективе «Круг» Алёшин уже капитан и, увы, всё ещё не женат.

Из этого мы делаем вывод, что его наметившаяся приязнь с журналисткой Тонечкой — …в общем, не стала началом для чего-то более серьёзного. А, может, и стала, но ненадолго.

Итак, Алёшин – красив, брутален и справедлив. Эталонный советский милиционер. И вот ему достаётся простенькое с виду дело. А, может, вовсе и не дело, а просто случай – склады-то горят и необязательно по чьей-то злой воле.

Однако тут есть загвоздка, да ещё какая – выяснилось, что до пожара там были 40 кг …oпия, а после пожара выяснилось, что это вещество, важное для изготовления лекарств, было заменено мелом.

Так, в принципе, и делали всякие «жучки»-махинаторы – сначала воровали товар, а потом поджигали склад, наполненный другим содержимым. Почему-то жуликам каждый раз не приходило в голову, что эксперты могут определять состав сгоревшего даже по пеплу.

Начинается расследование, и все ниточки в первоначально ведут к начальнику транспортного участка – Ростиславу Фролову (Армен Джигарханян). Он замешан? Но… в какой степени, а главное – почему?

Как и в других советских детективах, тут интересна не только фабула, но и детали – квартиры, мода, машины и диалоги. Прекрасен дуэт Армена Джигарханяна и Евгении Ураловой, играющие тут любящих супругов.

Он – что-то скрывает, она – страдает. Причём, она видит, что его тайна – вовсе не связана с каким-то пошлым адюльтером, ибо всё глубже. Но что? В своё время у Фролова уже были проблемы с законом, но тогда он был невиновен… А сейчас?

Вторая дивная пара – Васильцевы (Николай Рыбников + Светлана Немоляева). Он – глава коммерческого отдела (да-да, всё это было и в СССР), она – работница «Интуриста», сопровождающая иностранцев.

Это — золотое дно по тем временам. И точно! Дом – полная чаша. Как же чарующая тут Немоляева в пеньюарах с оборками, перед трюмо, заставленном флаконами! Этакая Мальвина. Они тоже замешаны?

А красивый-неженатый Алёшин, меж тем, слегка влюбляется в эффектную даму с того фармхимзавода – Ольгу Свешникову (Светлана Коркошко). Она – стильная, сильная, умная. Этакая спокойная пантера.

К ней вопросов почти нет, да и какие претензии могут быть к этой несуетливой, с парижским шармом, женщине? Она – всего лишь сотрудница бюро рационализации.

Ниточки ведут на Запад – оттуда прибывает улыбчивый американец, мистер Бербат (незаменимый в подобных ролях Альгимантас Масюлис), которого мадам Васильцева когда-то возила по экскурсионным точкам, да и вообще – с удовольствием общается.

Вообще, в этом фильме интересна и сама модель транспортировки «веществ» за рубеж – в запаянных тазах, которые …сильными магнитами крепятся к дну международного судна, и потому в махинацию замешаны водолазы.

«Круг» — это не вполне обычный — для советского киноискусства – детектив, ибо в милицейских историях чаще всего преступник бывал известен с самого начала, а задачей авторов было – показать работу правоохранительных органов.

А ещё следовало явить дидактику — главную цель всех этих повествований. Воровать — плохо. Всё равно отыщем и накажем. Здесь до самого финала нас держат в неведении. Кто же глава «синдиката»?! Подозреваемых много. И я не скажу. Это надо видеть.

Оцените статью
«Круг» — преступника выявят в самом конце!
«Дети Дон Кихота» — единственное зло не имеет лица