12 июня 1961 года состоялась премьера лирической кинокомедии «Карьера Димы Горина».
Даже в период хрущевской оттепели, когда список тем в советском кино существенно расширился, производственные фильмы всё равно занимали подавляющее большинство среди выпускаемых картин. Где главными действующими лицами были либо рабочие, либо колхозники, либо представители разнообразной советской интеллигенции. И кинокомедия 1961 года «Карьера Димы Горина» не стала исключением.
И всё же этому фильму удалось выбиться из ряда достаточно скучных и откровенно агитационных картин того времени. Ведь в те годы выпускались десятки, если не сотни подобных производственных кинолент, и лишь единицам из них удалось остаться вне времени.
Это касается таких фильмов, как «Высота», «Весна на Заречной улице», «Неподдающиеся», «Простая история», «Большая семья» и некоторых других, которые и сегодня любители советского кино смотрят с удовольствием. Безусловно, это касается и молодёжной комедии «Карьера Димы Горина».
Тем не менее эти картины имели большое агитационное влияние. Ведь не только в тридцатые, но и в шестидесятые годы советская молодежь рвалась на ударные стройки. И высокая зарплата не была главным мотивирующим фактором.
С точки зрения нынешних поколений, в СССР было странное отношение к деньгам. Конечно же, деньги были необходимы, и их количество напрямую влияло на благосостояние каждого советского гражданина. Но у советской молодёжи наличие денег или их отсутствие не влияли на общественный статус молодого человека. Ценилось другое: готовность к смелым поступкам, обладание талантами, образованность и т.п. Потому что в СССР даже большие деньги не могли решить большинство тех проблем, с которыми сталкивались советские юноши и девушки.
Вот и в этом фильме главный герой круто меняет свою жизнь не ради карьеры или денег, а ради любви к незнакомой девушке. И такой поступок многие молодые зрители сегодня воспринимают с недоверием.
Недавно я попросил посмотреть этот фильм знакомого 18-летнего парня по имени Андрей, который воспитан в достаточно консервативной и строгой семье. Хотя среди своих сверстников он самый обычный студент: вполне эрудированный и в меру взбалмошный.
Уж не знаю, посмотрел он этот фильм целиком или глянул в ускоренном режиме с перемоткой, но Андрей честно мне признался, что так и не понял, в чём главный посыл этой, по его словам, местами смешной комедии?
Я попытался объяснить, но безуспешно. Оказалось, что невозможно объяснить идеалы его 18-летних дедушек и бабушек, если сам он воспитан в духе потребительства. И в этом нельзя его винить.
Например, мы с ним обсудили эпизод фильма, в котором члены бригады повесили амбарный замок на тумбочку Димы Горина.
Эпизод даже не смешной, а ироничный. Но Андрей так и не понял, что это была ирония над мещанскими замашками Горина. Андрей же решил, что весь юмор этой сцены в несоответствии размеров тумбочки и замка.
Конечно же, мы смотрим на мир разными глазами. И я вовсе не стремлюсь заявить, что нынешняя молодежь плохая, а та была хорошая. Как говорят, каждому времени свои цели и идеалы. И современный циничный мир, в котором нынешняя молодежь выросла и чувствует себя как рыба в воде, конечно же, формирует другое мировоззрение.
Этот фильм для них не просто из другой эпохи, он из другого космоса, в котором выросло несколько советских поколений. И если вспомнить тот, другой «космос», то мы должны признать, что среди множества недостатков советской жизни у нас было главное, которое оказалось намного важнее всех этих недостатков. А именно те духовные и человеческие качества людей, которые сегодня почти полностью утрачены. Вернутся ли они снова? Это большой вопрос.
А если вернуться к обсуждению фильма, то просто предлагаю его ещё раз посмотреть. Даже если вы его уже много раз видели. Настроение точно поднимется!