Круговорот страданий в фильме «Осенний марафон»

В драматических мелодрамах зрителю всегда показывают нездоровые отношения, так как если бы на экране показывали нормальных людей и нормальные семьи, смотреть такое кино никто бы не захотел, ибо нормальные здоровые отношения — скука смертная. В них нет драмы, в них нет трагедии, а самое главное — в них нет страданий.

Фильм «Осенний марафон» как раз о страданиях. Ведь абсолютно все главные герои этого фильма страдают. Это даже видно по выражению лица в одной из самых первых сцен данного фильма.

Печальная комедия — так, авторы классифицируют свою картину.

На первый взгляд может показаться, что печальная комедия «Осенний марафон» — это курьезная история о человеке, который ведет двойную жизнь и тонет во вранье, пытаясь эту двойную жизнь прикрыть. Но если взглянуть глубже, то станет понятно, что прежде всего это история о непонимании своих желаний и об опасности неумения отказывать.

Чего ты хочешь?

Сюжет фильма крутится вокруг переводчика Андрея Бузыкина, его жены Нины Евлампиевной и любовницы Аллочки. Этот горе любовник разрывается между двумя женщинами, вследствие чего не успевает за своей жизнью. Кроме того, своим отношением он отравляет жизнь ещё и этим двум женщинам.

Когда я следил за тем, как развиваются отношения главного героя с его любовницей, с коллегами по работе, с друзьями и с женой, мне каждый раз хотелось задать ему вопрос: «Мужик, чего ты хочешь?» Ведь если объективно рассматривать их «любовь» с Аллочкой, то станет понятно, что он не хочет этих отношений. Они ему в тягость.

Его единственная любовь, это — писатель Скофилд, над переводами которого он трудится. И вот если бы он для себя наконец-то сформулировал эту свою настоящую любовь, то наверняка он оставил бы несчастную недолюбленную Аллочку в покое, перестал бы врать супруге(сохранив тем самым с ней отношения), послал бы куда подальше своих друзей и коллег и занялся бы делом, которое он действительно так любит. А он действительно очень любит свое дело, это прекрасно видно в сцене, где он до половины первого ночи переводил работу для Варвары Никитичны, своей коллеги по издательству.

Чего хочет Аллочка?

Аллочка хочет ребенка от Бузыкина. Она об этом говорит в первой сцене фильма. Бузыкин ей отвечает, что жизнь свою менять уже не будет. Соотвественно, Алле нужно было принимать решение: заводить ребенка от человека с которым она быть не сможет, либо окончательно и бесповоротно рвать такие отношения.

И казалось бы, если ты хочешь ребенка, то нужно совершать определенные действия. Но все встречи Аллы с Бузыкином похожи на всё что угодно, только не на отношения двух любовников. Вот как вы себе представляете любовников? «М» с цветами приходит в квартиру к «Ж», она со входа набрасывается на него и в страстных поцелуях они перемещаются в спальню, по ходу действа срывая друг с друга одежду. Потом «М» возвращается домой, и заодно удовлетворяет еще и жену, дабы у неё не возникло никаких подозрений. Хороший любовник, должен уметь удовлетворять ещё и свою жену, чтобы та не устраивала скандалы. Но Бузыкин и Алла любовники никудышные.

Это прекрасно видно в каждой их совместной сцене. Она ему то пуговицу пришьет, то ужином накормит, то тексты на машинке напечатает, то все обиды выскажет, скандалы, но до любви дело так и не доходит.

Знаете в кого Бузыкин превратил Аллочку? Во вторую Нину. Аллочка стала второй женой, без секса, но с выносом мозга и «чрезмерной заботой». Она стала второй женой-мамочкой. А Бузыкин — разочаровывающий ребенок, о котором тем не менее надо продолжать заботиться. Эта её роль очень хорошо проявилась в сцене на улице, когда Бузыкин чуть было не угодил под колеса «уазика». Словно заботливая мать, Алла коршуном накинулась на водителя.

Так кем Бузыкин приходится Аллочке, любовником или ребенком?

Чего хочет Нина Евлампиевна?

Эта женщина в первую очередь хочет внимания к себе со стороны мужа. Ведь их отношения скорее всего берут свое начало ещё из института. Тогда же у них появилась и дочка, а потому всё это время Нина Евлампиевна жила проявлением заботы к своей дочери. В таких отношениях муж действительно может уйти на второй план. Женщина жила своей дочерью.

После того, как дочь стала самостоятельной, внимание женщины должно на кого-то переключиться. Конечно же это должен быть муж, только он со своей стороны не проявляет никакого интереса. Даже секса между ними нет. А тут еще и любовница, о которой судачат его коллеги из издательства. Бузыкин конечно же не признается жене, вот только его ложь его ещё сильнее выдает.

Нина Евлампиевна не верит во все россказни муженька, но ради призрачной надежды на то, что когда-нибудь вновь сможет получить его внимание, она позволяет ему вести эту игру в легенды. Вспомните, как она обрадовалась, когда прийдя с работы домой застала его за поклейкой обоев. Для женщины было главным то, что муж наконец-то дома, а не шляется где попало и появилась надежда что «там» у него уже «всё».

Кстати, в последней сцене очень хорошо показали, что ради своей надежды она в очередной раз готова «поверить» мужу и дать ему шанс.

Я сам обманываться рад

Такое ощущение, что этим двум женщинам нужен Бузыкин, чтобы обвинить его в своих неудачах. Бузыкин тот, на кого можно свалить всю свою ответственность. Вот казалось бы, что мешает Аллочке порвать с Бузыкиным, ведь она могла это сделать сотню раз? Но для этого нужно проявить личную ответственность за свою жизнь. Но взять свою жизнь в свои руки Алла не может. Вместо этого она пытается свалить свою ответственность на Бузыкина, чтобы именно он принимал решение.

С Ниной похожая ситуация. Она не берет свою жизнь в свои руки, а ждет что Бузыкин исправится.

А Бузыкин что? А он абсолютно безответственный человек, неспособный к принятию серьезных решений. Он плывет по течению обстоятельств не пытаясь влиять на них. Ведь если ты полюбил другую женщину, уходи к ней, там и квартира имеется, да и дочь твоя уже взрослая и самостоятельная, не будет мешать. Но он не может принять это решение. Тогда если не любишь любовницу и она тебе в тягость — рви отношения и будь с женой, по привычке. Но он и это не может сделать. Да если он даже не может отстоять свое право не пить с соседом Харитоновым, чего уж говорить о чем то более серьезном.

Именно поэтому он счастлив то недолгое время, после того как Алла отправила своего знакомого передать, что между ними всё кончено, а от жены осталась прощальная записка. Вот в этот миг он действительно счастлив, так как ситуация разрешилась без его участия. Он включает музыку и пляшет! Пляшет, позабыв о тех страданиях, в которых жил.

Но затем раздается звонок. Это Аллочка. И тут же возвращается жена, готовая поверить, что там действительно «всё». А там не всё. Бузыкин снова начинает лгать, морально готовый продолжать этот марафон страданий.

И тут появляется Билл, который зовет Андрея Павловича на ненавистную пробежку, не подозревая, что несчастный Бузыкин не способен отказать. А ведь Биллу отказать проще всего и при этом Билл даже не обиделся бы. Но Бузыкин не может… и они снова бегут по пустынным ленинградским улицам…

Оцените статью
Круговорот страданий в фильме «Осенний марафон»
«А это тебе, Мендельсон, на лечение»: история фильма «Вокзал для двоих»