Кто сыграл «незабвенную Катерину Матвеевну» и почему актриса потом никогда не появлялась на киноэкране

Владимир Мотыль долго не мог найти подходящую актрису на роль супруги главного героя в свой знаменитый фильм «Белое солнце пустыни». Режиссёру хотелось найти настоящую русскую женщину с простым, но красивым лицом и обязательно с фигурой кустодиевского типа.

А ещё с глубоким и любящим взглядом, так как роль была без слов, а исполнительнице при этом надо было передать зрителю всю глубину своих чувств.

К тому же она должна была быть достойной заменой всем красоткам из гарема. Чтобы зритель понимал, почему Сухов не польстился на молодых жен Абдуллы, а думал только о своей незабвенной Катерине Матвеевне.

Короче, роль очень важная для фильма, и при этом непростая.

Перебрав с десяток актрис с нужными параметрами, Мотыль ни как не мог найти тот образ, который он сам для себя уже нарисовал.

Однажды на киностудии он встретил Василия Шукшина, который пришел на «Мосфильм» со своей беременной супругой Лидией Федосеевой. Она подходила и по возрасту, и по фактуре, но Шукшин даже не пустил её на фотопробы. Мол, в ближайший год ей будет не до кино. Хотя в качестве кандидатуры она режиссёру очень понравилась.

В итоге съёмки фильма начали без Катерины Матвеевны. Почти все сцены с ней можно было снять и позже, поэтому, когда Сухов уже вовсю воевал с басмачами и писал письма своей любимой, её, по сути, ещё не было.

Пока позволяло время, Мотыль продолжал искать подходящий типаж. И однажды на киностудии он встретил такую женщину.

Галина Лучай в то время работала телевизионным редактором «Кинопанорамы» и приехала на «Мосфильм» для подготовки материалов для очередной передачи. В монтажной мастерской с ней случайно и столкнулся Владимир Мотыль.

Первая встреча оказалась курьёзной. Когда режиссёр увидел лицо Галины, он стал бесцеремонно рассматривать её с ног до головы. Молодая женщина покраснела, ей было неловко, и она даже попыталась уйти. Но Мотыль поймал её за руку и сразу предложил роль в кино.

Вначале Галине показалось, что режиссёр просто «клеит» её, а про кино он выдумал на ходу. Поэтому она не захотела дальше общаться и ответила на его предложение категорическим отказом.

Владимир Яковлевич поступил мудро. Он не стал настаивать, а на следующий день позвонил Алексею Каплеру, с которым был знаком, и попросил его посодействовать в этом вопросе.

Дело в том, что в конце 60-х Каплер был ведущим «Кинопанорамы» и руководил всей бригадой сотрудников своей телепередачи. Именно он и уговорил Галину сняться в этой роли. Тем более, что все съёмки с ней должны были занять не более недели.

Позже Галина призналась, что за ту неделю она получила три своих месячных зарплаты. Но в дальнейшем она всё равно отказывалась от других приглашений в кино, которых после премьеры «Белого солнца пустыни» ей поступало много. Так что роль Катерины Матвеевны так и осталась единственной в её жизни.

Сегодня приключенческий фильм Мотыля занимает почётно место в нашем Золотом фонде и входит в десятку самых популярных советских фильмов. А все участники этого киношедевра заслуженно разделяют его славу.

Что касается Галины Пантелеевны Лучай, то это, наверное, единственный случай в истории, когда актриса, лишь однажды появилась на экране и не сказав ни слова, навсегда вписала свое имя в историю отечественного кино.

Оцените статью
Кто сыграл «незабвенную Катерину Матвеевну» и почему актриса потом никогда не появлялась на киноэкране
«Интердевочка»: «Таня Зайцева – полнейшая дрянь», по мнению некоторых