Лучший советский фильм 1970 года. Даже не могу вообразить, за какие заслуги?!

Одна из главных загадок и несуразностей советского кино.

«Бриллиантовая рука» вышла на экраны 28 апреля 1969 года. Практически ровно через год (13.04.70) состоялся кинодебют двухсерийной картины «У озера», в том же году ставшей победителем опроса читателей журнала «Советский экран».

Да-да, сегодня у нас про лучший советский фильм 1970 года. Сейчас читатель напишет, что «некорректно сравнивать эти две картины». Да отчего же?! Технически — одно и то же. Режиссерская работа, актеры, декорации, озвучка.

Приходишь в кинотеатр с упаковкой чипсов или попкорна, садишься и смотришь. Фильмы вышли на экран практически одновременно (с разницей в годик). «У озера» стал лучшим в 1970 году, а «Бриллиантовая рука» считается лучшим в истории советского кинематографа, хотя не получила никаких регалий и наград.

Итак, к 37-й минуте «Бриллиантовой руки»:

— шеф находит клад

— Семен Семеныч отправляется в круиз, знакомится с Гешей, ломает руку и обнаруживает контрабанду

— соглашается работать с милицией

— Лелик и Геша обнаруживают пропажу драгоценностей и начинают охоту за Семен Семенычем

Иными словами, происходит водоворот интереснейших событий, фильм захватывает настолько, что прилипаешь к экрану и уже не оторваться.

А к 37-й минуте «У озера» только заканчивается заунывный рассказ Лены Барминой про свое детство, папу, Байкал и тому подобное. Знаете, как я смотрел этот фильм? Включил — выключил. На следущий день посмотрел немножко и опять выключил.

Потом смотрел, читая телеграм-каналы, редактируя фотографии для второго блога «Самый главный путешественник», и отвечая в мессенджерах. «У озера» шло фоном, как какое-то назойливое жужжание надоедливых мух.

А ведь могли же! Какие надежды внушала это кинокартина! Когда Юрий Кузьменков знакомится в вагоне-ресторане с Ириной Азер, я думал, что вот оно — начинается, сейчас закрутится интрига, у них начнутся отношения, а дальше появится ревнивый жених Азер…

Вместо этого нам показывают нудную псевдо-документальную историю про строительство целлюлозного кобмината. Но и здесь можно было бы сделать классное полуторачасовое кино.

Ну например Александр Бармин, сколотив группу энтузиастов с охотничьими ружьями обороняют Байкал от нашествия строителей во главе с Василием Васильевичем. Потом последний, расчувствовашись, переходит в стан осажденного лагеря.

Слишком резко? Ладно, другой вариант. У него с Леной Барминой начинается бурный роман, а потом неудачливого директора хватают и сажают в тюрьму за педофилию (ведь Лена только закончила школу, стало быть, ей нет 18).

Или, например, Александр Бармин выкапывает во дворе старый дедов обрез и идет мстить обидчику дочери, как Михаил Ульянов в «Ворошиловском стрелке».

А можно и по-другому. Ну например, между Барминым и Черных начинается конфликт по поводу строительства комбината. Но неожиданно у озера обнаруживается поселение каннибалов-мутантов, как в «Повороте не туда».

Жертвами уже пали журналистка Валя и студент Алекей. А также героиня Ирины Азер. После этого ученый с директором забывают старые обиды, мирятся, объединяются против маньяков и вступают с ними в неравный бой. Во сюжет был бы, а?!

Конечно, я сейчас слегка эпатирую. На самом деле, фильм хороший. Просто его нужно было сократить в пару раз и добавить драматизма. Кино безумно, безумно затянуто. С кучей ненужных диалогов и лишних подробностей.

Ну например, этот бесконечный рассказ Барминой. Или чтение стихов Блока. У нас что, книжек нет? Можем сами взять и прочитать, если возникнет желание.

И еще одно очень важное обстоятельство. Вот вы знаете, кто главный герой «У озера»? Конечно же не Лена Бармина, не ее отец и уж тем более не старый греховодник Василий Василич. Главный герой — озеро Байкал.

Так почему же, почему фильм сняли черно-белым?! Да, я знаю, что цветная пленка была дорогой. Но ведь Сергей Герасимов заслуженный режиссер, обладатель сталинских премий! Неужели бы ему не дали хорошей дефицитной пленки, как год назад Гайдаю?

Байкал — красивейшее место. Создатели фильма могли бы показать величие, мощь, очарование русской природы и грандиозного русского озера. Нужно было снимать побольше натуры, побольше Байкала и разумеется в цвете. Вот тогда могло бы получиться в самом деле классное кино! А мы видим только какие-то дымящие трубы.

Подведем итог. Фильм неплохой. Но его нужно было снять в цвете, сократить примерно в 2 раза, слегка изменить сценарий, добавить драматизма, интриги. «У озера» вполне можно поставить в ряд с другими проходными советскими фильмами.

Но как, как можно было выбрать этот фильм лучшим в 1970-м году?! НУ КАК? Ведь победителями конкурса «Советского экрана» в разное время становились такие гениальнейшие вещи, как «Служебный роман», «Москва слезам не верит», «Доживем до понедельника».

Да даже в 1969-м (год «Бриллиантовой руки») 1-е место заняли вполне динамичные, увлекательные, классно снятые «Братья Карамазовы» с великими Ульяновым, Мягковым и Лавровым.

Ну а теперь налетайте, хейтеры! Любите «У озера»? Так же, как «Бриллиантовую руку» ну или хотя бы как «Братья Карамазовы»?

Оцените статью
Лучший советский фильм 1970 года. Даже не могу вообразить, за какие заслуги?!
Кое-что о Жеглове