Мария Строганова. Печальная судьба красавицы-актрисы из фильмов 80-90-х, которая так и не встретила свое тридцатилетие

Она неожиданно появилась на кинематографическом небосклоне и так же внезапно исчезла. Прекрасные внешние данные и несомненный актерский талант в другое время могли бы сделать из нее настоящую звезду. Но на дворе крах советского кинематографа и безвременье начала 90-х.

Свою невостребованность в жизни некоторые топили в алкоголе и забывались с помощью разного рода запрещенных веществ. И уходили слишком рано…

Прежде чем, говорить о печальной судьбе молодой актрисы, нужно разобраться с ее фамилиями. В справочниках по кино и в титрах поздних фильмов она фигурирует как Мария Строганова. Это фамилия мужа, причем неправильно написанная. Настоящее имя после замужества – Мария Строгонова, так она записана в титрах своей самой последней киноработы.

В своих первых картинах, в конце 80-х, начинающая актриса снималась под девичьей фамилией – Мария Сургутанова.

маша появилась на свет в городе Калинин (Тверь) 31 марта 1967 года. После школы и опыта в детской театральной студии отправилась покорять столицу. К сожалению данных о ее профессиональном образовании нет. Совершенно точно она не училась на основных актерских факультетах пяти главных театральных и кинематографических вузов страны – ВГИК, ГИТИС, Щука, Щепка и Школа-студия МХАТ.

Но не исключено, что Мария могла закончить и другие факультеты – эстрадный или вокальный, так как, минимум в двух фильмах она пела, в одном играла на гитаре.

В кино она дебютировала в 1988 году, в возрасте 21 год. Сразу в двух лентах. В одном фильме у нее длиннющие волосы и восхитительная коса, в другом – налысо бритая голова.

В провокационной перестроечной картине режиссера Саввы Кулиша «Трагедия в стиле рок» полуодетая Мария Сургутанова отметилась в роли последовательницы некоего деструктивного культа, «пророк» которого держит свою «паству» в подчинении с помощью наркотиков и псевдофилософской демагогии.

В 1989 году, когда фильм вышел в кинотеатрах, его посмотрели 15 млн. человек. В Советском Союзе впервые во всех подробностях показали, как молодые люди губят свою жизнь. Начинают с веселящих веществ, поднимающих настроение, и быстро заканчивают свою недолгую беззаветную жизнь в грязи и нищете со шприцем в трясущихся руках.

Персонаж Марии как раз и подсаживает на иглу одного из героев фильма – юношу из благополучной и обеспеченной семьи. Именно такие несчастные нужны основателю наркокульта – способные хорошо платить за кайф.

Роль малозаметная, но в каком-то смысле пророческая. Выйдя замуж за актера Юрия Строгонова, который также сыграл в «Трагедии в стиле рок» проходной эпизод, Мария окажется в тусовке, где разного рода запрещенные вещества были нормой. Как и алкоголь.

Сама актриса, судя по всему, тяжелые наркотики не употребляла. Но сначала похоронила мужа, а спустя несколько лет …

Впрочем, об этом дальше.

Главная во всех отношениях роль Марии Строгановой – фильм «Неприкаянный», который вышел на экраны в сентябре 1989 года, собрал блестящий актерский состав и просто был разгромлен кинокритиками. Вот, например, одна из рецензий в официальном (других еще нет) советском киножурнале:

«Скудность режиссерской мысли и пошленькое воплощение привели к тому, что если в этой картине кому и сострадаешь, так это не герою Олега Ефремова, а самому Ефремову.

Цитата по: журнал «Советский экран» 1989

Как мне кажется, эта рецензия может стать универсальной для многих современных фильмов и сериалов, где губят свой талант по-настоящему хорошие артисты.

Прославленный режиссер Самсон Самсонов («Оптимистическая трагедия», «Чисто английское убийство», «Одиноким предоставляется общежитие» и др.) кроме Ефремова собрал на съемочной площадке Светлану Крючкову, Люсьену Овчинникову, Людмилу Шевель, но выдал в итоге весьма странное зрелище.

Зритель также проигнорировал эту музыкально-философскую драму, а потому на молодую актрису-дебютантку мало кто обратил внимание.

И уж мало кто понял, что Мария Сургутанова (так она записана в титрах) сыграла сразу три роли: талантливая юная певица, ее брат-близнец и воображаемая старушка, первая любовь главного героя.

«Неприкаянный» рассказывает о пожилом дирижере (О. Ефремов), который всю жизнь посвятил своему полулюбительскому хору. Искал в родных краях таланты, обучал их, а потом лучшие певцы и певицы уходили за славой и деньгами, а он снова начинал все сначала.

У него были три жены – все из юных солисток хора. И вот на старости лет он находит еще одну юную звездочку, в которую так же, как и много лет назад с прошлыми девушками, беззаветно влюбляется.

Вот только, главный герой не понимает, что его молодость, обаяние и даже его, казавшиеся незыблемыми, талант и статус, все это уже в прошлом. Да и новая муза, значительно младше по возрасту (между Ефремовой и Сургутановой разница 40 лет)

Вполне достойный сюжет и местами неплохие диалоги, но в целом «Неприкаянный» заслуженно забыт. Хотя Мария Строганова сыграла ничуть не хуже Олега Ефремова или Светланы Крючковой.

Еще одна большая роль актрисы – философская притча «Армавир» от режиссерско-сценарного тандема Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе. В основе сюжета – реальная история крушения круизного теплохода «Адмирал Нахимов» в 1986 году, похоронившего 423 человека.

«Армавир» — так назван затонувший теплоход в фильме – рассказывает о нескольких выживших пассажирах судна, судьбы которых оказались удивительным образом переплетены.

Мария Строганова (она впервые записана под этой фамилией в титрах) сыграла выжившую женщину, потерявшую рассудок. Она отправилась в свадебный круиз с мужем, но потеряла его во время паники и была спасена из воды неким алкашом (актер Сергей Гармаш), который пытался надругаться над потерявшей сознание девушкой. Придя в себя, она тут же забыла о супруге и оказалась в объятиях случайного знакомого с корабля.

И снова интересная роль, которая из-за специфики фильма (арт-хаус) не могла прославить актрису.

А дальше советское кино приказало долго жить. В первой половине 90-х ролей не хватало прославленным Народным артистам, куда тут уж безвестным и молодым актерам.

Марии Строгановой достаются лишь малозаметные эпизоды, как например, в комедии «Официант с золотым подносом», где она танцует с Александром Панкратовым-Черным. А там где были маленькие роли с текстом, сами фильмы либо не доходили до зрителя, либо вызывали у него стойкое отторжение.

В короткометражке «Свет и тени» Мария Строганова сыграла маму юного мечтателя. Причем женщина явно несчастна и сама, как ребенок, оторвана от реальности.

В комедии-буффонаде «Скандал в нашем Клошгороде» актриса в роли провинциальной «королевы красоты», соблазняющей нужных ей мужчин. В этом фильме, как и в «Армавире», Мария в некоторых сценах присутствовала без одежды, впрочем, в то время режиссеры раздевали даже прославленных актрис на съемочной площадке.

Всего Мария Строганова сыграла в 10 фильмах, последний из которых, криминальная комедия «Линия жизни» Павла Лунгина вышла на экраны уже после похорон молодой актрисы. В фильме, где главные роли исполнили Армен Джигарханян, Александр Балуев, Татьяна Черкасова и французская кинозвезда Венсан Перес, наша героиня появляется лишь на мгновение с несколькими фразами.

Мария Строгонова (наконец-то в титрах ее правильная фамилия) в роли «ночной бабочки», которой пообещали работу в трехзвездном отеле в Берлине, а обманом переправили в грязный стамбульский бордель.

Когда я пишу на канале об актерах и актрисах, то всегда смотрю фильмы, в которых снимались мои герои. И утверждаю, что Мария Строганова, не только красавица, но и действительно хорошая актриса. Всего немного ей оставалось до начала сериального бума. Она точно была бы востребована.

Мы не знаем, что творилось в ее личной жизни, но судя по всему там было все нерадостно и беспросветно.

В канун Нового года, 31 декабря 1995 года Мария Строганова ушла из жизни. Ей исполнилось всего 28 лет. В сети выложен документ, где причиной ухода указана «механическая асфиксия от давления шеи петлей».

Оцените статью
Мария Строганова. Печальная судьба красавицы-актрисы из фильмов 80-90-х, которая так и не встретила свое тридцатилетие
Наверное, мудрее восхищаться ролями Олега Табакова, чем обсуждать его сложную околотворческую жизнь