А ещё тройка песен, ставших популярными – «Я верю, друзья, караваны ракет…», «На Марсе будут яблони цвести» и «Я – Земля, я своих провожаю питомцев…».
Нелишним будет отметить, что автором повести и сценария был украинский фантаст Олесь Бердник, сложная и многогранная личность, а снято было на Одесской киностудии.
В общем, всё, что в 1960-х было «мечте навстречу», ныне – печаль. Но вернёмся в солнечное десятилетие, когда наши папы-мамы верили в «яблони на Марсе».
В этом фильме – интересная композиция. В финале мы узнаём, что все эти полёты и контакты с внеземными цивилизациями – лишь мечты юных героев, которые в «основном» сюжете предстают отважными космонавтами.
В отличие от малоприятной, хоть и круто сделанной обманки под названием «Большое космическое путешествие» (1973), случившейся через какие-то десять лет, здесь нет ощущения «пустого фантика». Напротив, есть движение к прекрасной цели.
Повествование – нормально-банальное, как и 99 процентов тогдашней фантастики, как местной, так и буржуазной.
Земляне узнают о некоем приближающемся объекте, он оказывается космическом кораблём с некоей планеты Центурия, но по дороге терпит аварию и вынужден сесть на Марс.
Конечно, мы (точнее, увы, не мы) летим их спасать. Милая наивность – та далёкая планета прониклась темой «братьев во Вселенной», когда до них долетела песня на русском языке.
Вообще, этот мир – биполярный, как во многих повестях и романах 1950-1960-х, а соперничество коммунистов с капиталистами логично продолжено в космосе, исследованиях, науке.
Мы видим импозантного пожилого американца, который не верит в добрые помыслы Центурии (у них половина всей фантастики такая – прилетели непременные гады из такой-то галактики и – давай крушить Empire State Building, пока талантливый одиночка их всех не пoубивает).
Имеется и очаровательный француз среди космолётчиков (флирт, болтовня, о-ля-ля). В СССР французов любили и допускали их некоторую «положительность».
Эта кинолента увлекает работой художников, декораторов, монтажёров – играют средненько, выдавая текст (а как играть людей будущего, если оно незнаемое?), режиссура – слабовата, литературная основа – хорошая, но типовая, ибо, как я уже говорила, в те годы существовало целое направление именно такой фантастики.
К слову, «Туманность Андромеды» (1967), которую все ждали, получилась даже хуже. Причина – до обидного банальна. Ефремовская утопия опоздала, как минимум, на пять лет.
В то бурное время смыслы и цели трансформировались очень быстро. А вот «Мечте навстречу» вполне отражает веяния 1959-1964 годов. Потом даже менталитет поменялся.
Не в худшую сторону, а качественно. Оттепель и 1960-е после смещения Хрущёва — это две разные и при том — великолепные эпохи.