Да и сам создатель фильма, известный актер, режиссер Всеволод Шиловский, называл свое детище сплошным «антикиношным хулиганством». Потому что и снимал-то он этот фильм в какие-то несерьезные сроки: всего за две недели, причем, в свой собственный отпуск.
Уж очень хотелось режиссеру показать зрителям всей страны эту смешную, искрометную историю. Ведь им же поставленный одноимённый спектакль более 7 лет с грандиозным успехом шел на театральных подмостках.
Хулиганством, озорным и бесшабашным, были и сами съемки фильма.
Если верить воспоминаниям свидетелей, эти самые съемки мало напоминали рабочий процесс по созданию произведения искусства: царила атмосфера всеобщего веселья, актеры дурачились и наслаждались процессом, как будто не фильм снимали, а участвовали в каким-нибудь беззаботным капустнике.
А вот восхищение – это уже о результате. А он получился феерическим. И очень пришелся по душе зрителям.
В общей сложности, «Миллион в брачной корзине» посмотрели более 40 миллионов человек. И фильм был признан лучшей комедией 1985 года.
О чем же фильм?
А, собственно, о том, как бывает голь перекатная на выдумку хитра.
Дело происходит в солнечном Неаполе. Некий Леонидо Папагатто, умный, энергичный и очень обаятельный, зарабатывает на жизнь аферами: выдаёт себя за гостя или родственника на различных пышных торжествах, где умудряется воровать со стола еду и напитки, а впоследствии перепродаёт их местным торговцам.
А все потому, что этот самый импозантный, привлекательный с хорошими манерами Леонидо и есть самая что ни на есть голь. Живет он в настоящих трущобах, в маленькой убогой квартирке, вместе с сожительницей своей Валерией, их общей дочерью Фьореллой и сестрой Матильдой, которая одна, кстати, из всей семьи только и имеет более менее постоянную работу.
И вот однажды плутоватый Леонидо придумывает план обогащения своей семьи. И план этот он начинает осуществлять благодаря своим связям в приличном обществе…….
Солнечный Неаполь пришлось изображать в не менее солнечной Одессе. В массовке снимались местные жители. На городские киоски и магазины второпях навешали «иностранные» вывески, на импортные машины – картонные неаполитанские номера.
А обшарпанную квартирку Леонидо и вовсе создавали наскоро, буквально из подручных средств. Ведь бюджет картины был архи-скромным.
Ну а сам авантюрно-комический сюжет воплощали прекрасные актеры. И, в первую очередь, конечно, великолепный Александр Ширвиндт, который, кстати, до этого фильма снимался много лет, но был все же королем эпизода.
А тут впервые – главная роль! Ну, и конечно, актер постарался. Его Леонидо – это море лукавого обаяния, элегантного плутовства!
Да и другие актеры не хуже. Сколько запоминающихся образов, какая палитра человеческих характеров!
Вот боевая подруга Леонидо, экспрессивная Валерия, в исполнении неподражаемой Софико Чиаурели. А вот до смешного жеманная, не ведающая забот реальной жизни дама из высшего света, Илона, в исполнении Ларисы Удовиченко.
А вот и лирическая героиня – юная дочь Леонидо и Валерии, Фьорелла. Кстати, это первая роль Ольги Кабо, тогда еще вчерашней школьницы.
Впечатляют, бесспорно, и мужские образы. Особенно запоминаются Семен Фарада, Валентин Никулин. Ну, а Николай Гринько это, вообще, гвоздь фильма! Его якобы парализованный дед Симеоне (на деле нанятый за деньги, чтоб разжалобить благотворительный комитет) – неизменно вызывает оглушительный зрительский хохот.
Если вдуматься, так это, вообще, актерский высший пилотаж: создать исчерпывающий образ, не произнося ни единого слова, только при помощи гримас, всхрапывания, трясущихся рук и хитрозаплетённых ног!
Помните диалог о этом герое?
— Он плачет даже с жевательной резинкой?
— Плачет, но не поет.
— А без резинки?
— И плачет, и поет!
«Миллион в брачной корзине» – фильм, действительно, смешной, искрометный и яркий. В нем много забавных и курьезных ситуаций. А уж цитаты, диалоги – вообще, блеск!
— Я – свободная женщина, и буду спать с кем хочу и где хочу!
— Ты продал мой чемодан, чтобы купить себе ордена! Зачем тебе ордена? Лучше бы ты купил пистолет и застрелился!
-Что делает дедушка в нашей спальне?! -Что может делать дедушка? Он же паралитик!
— Кто меня запер? Меня, Леонидо Папагатто, в собственном доме, в личном сортире?!
Или Монолог скандальной сестрицы главного героя:
«И ты испортил мой прекрасный, мой новый лифчик, тебе не в чем было таскать арбузы. Спутать мой лифчик с хозяйственной сумкой. Идиот! Лучше бы спутал дверь и окно. Шаг — и не мучался! И сразу в аду! Ясно? А вчера ты отнес будильник в ломбард. Зачем? Чтоб мы никогда не проснулись. Чтоб мы умолкли навеки. Но я проснулась и я не буду молчать!».
Конечно, зачастую юмор рискованный и раскованный. Некоторые реплики и ситуации иногда даже балансируют на грани приличий. С другой стороны, что с них взять – безалаберная итальянская глубинка….
Однако, когда мелькаю последние кадры, вдруг понимаешь: эта комедия не только уморительна, но и поучительна. Вместе с главным героем, Леонидо, тем самым «синьором из общества», осознаешь: как это не звучит банально, а все же деньги – это не главное.
А что главное? Мир, покой в семье и в душе. А еще любовь и поддержка близких. Все так просто. И вот за это, наверное, и любим фильм уже почти 40 лет.