В Международный День смеха, хочу рассказать забавную историю из театральной жизни замечательных актёров кино Андрея Миронова и Георгия Менглета.
Один из корифеев Театра Сатиры Георгий Павлович Менглет, когда молодой Андрюша Миронов был зачислен в труппу театра, взял над ним шефство. Не секрет, что коллеги считали Миронова «маменькиным сынком» и при случае устраивали шутки и розыгрыши, жертвой которых становился молодой актёр. Георгий Менглет и сам обладал необыкновенным чувством юмора и тоже очень любил розыгрыши, но Андрея никогда не обижал. Он знал его с пелёнок, много лет дружил с его родителями, поэтому любил его как сына. Но однажды и он не выдержал и разыграл Миронова, чтобы испытать его на готовность к импровизации.
В спектакле «Двенадцатифунтовый взгляд» по пьесе Джеймса Барри Менглет играл крупного бизнесмена, а Миронов — его подчиненного. Причем Андрей выходил в этом спектакле, заменяя заболевшего актёра. По воле режиссёра Миронов был загримирован до неузнаваемости: большие роговые очки, густые брови, усы и большой нос, которые накладывался сверху на нос самого Андрея. Причем, чтобы упростить нанесение такого мудрёного грима, у всей этой сложной конструкции основой сделали очки. То есть к очкам были прикреплены и брови, и нос, и даже усы. Перед спектаклем Андрей в гримерке сам надевали эти сложные очки, и фиксировал элементы грима к лицу незаметным пластырем, чтобы вся конструкция сидела плотно.
И вот, наверное, уже на третьем или четвертом спектакле, в сцене, когда персонаж Миронова развернул на столе перед своим боссом план строительства дома, Менглет вдруг начал щуриться и совершенно серьёзным голосом выдал фразу, отсутствующую в сценарии:
— Ничего не могу разобрать… Ну-ка, дайте мне свои очки!
Миронов остолбенел. Он понимал, что это какой-то розыгрыш, но оказался к нему совсем не готов. Несколько секунд он молчал, а переполненный зал затаил дыхание.
— Очки? Зачем очки? Давайте я Вам без них всё подробно расскажу.
— Нет, я сам хочу всё рассмотреть, снимайте очки! – приказал Менглет в образе важного босса.
С этими словами он строго взглянул на Миронова, а тот не выдержал и рванул за кулисы, чтобы беззвучно просмеяться! Там ему кто-то быстро сунул в руки какие-то очки и вытолкнул на сцену.
Андрей сразу же вошёл в образ и со словами: «Вот возьмите, секретарша вам передала!» вновь появился на сцене.
Теперь уже Менглет оказался не готов к такому варианту событий. Он напялил на себя очки, в которых на самом деле перестал что-то видеть, и с умным видом стал разглядывать план. Далее всё играли строго по сценарию, поэтому зрители ничего особенного в этой сцене не заметили.
Но главреж театра Валентин Плучек, узнав об инциденте, решил оштрафовать обоих актёров. И если для заслуженного артиста Менглета это штраф был несущественным, то для молодого Миронова он практически равнялся зарплате за весь этот спектакль.
Уже потом Плучек спросил Менглета: а на что тот рассчитывал, требуя очки у Миронова? И актёр с улыбкой ответил, что был почти уверен в том, что Андрей не посмеет противиться, и снимет свои очки вместе с носом, усами и т.д.
Но это была скорее всего тоже шутка, так как позже он признался коллегам, что хотел посмотреть на импровизацию Андрея, потому что отлично понимал, что тот не снимет очки.
Наверное, именно в таких, иногда и жестоких розыгрышах, Андрей Миронов рождался как настоящий артист.
Георгий Павлович, конечно же, компенсировал Андрею тот штраф, так как был виновным в произошедшем. И потом на вечерниках и актёрских капустниках они часто рассказывали об этом случае, вспоминая свои эмоции, и искренне смеясь друг над другом.