Момент из кинофильма «Разные судьбы», который я никогда не понимал

Не так давно я разбирал взаимоотношения пары капитана Блинова и Журавлёвой из фильма «Выйти замуж за капитана». Там я подметил, что несмотря на весьма заметные отличия между героями, они создают прекрасную пару, где оба партнёра равноценно дополняют друг друга.

В принципе это, по моему мнению, одна из самых интересных и живых пар советского кинематографа, чего совсем не скажешь про Степана и Соню из «Разные судьбы» 1956 года.

Обозначу, что сам фильм мне очень нравится. Да, история здесь весьма банальна, классический «любовный треугольник», и тем не менее, картина весьма интересно раскрывает эту тему. Главные герои – вчерашние школьники, которые только-только вступили во взрослую жизнь и ещё не до конца разобрались в собственных чувствах, чего уж там говорить о каких-то отношениях с другими людьми.

Собственно говоря, наша главная героиня София Орлова, сыгранная Татьяной Конюховой – образец милой и прилежной девочки. При этом Соня — девушка весьма скромная и непримечательная, не сильно выделяется на общем фоне за счёт эффектного внешнего вида или яркого характера, чего совсем не скажешь про её «конкурентку» Татьяну Огневу (даже фамилия весьма характерна), сыгранную Татьяной Пилецкой.

Таких, как Таня, называют «роковыми женщинами»: мужчины вокруг них вьются толпами, очарованные не только симпатичным личиком, но также их неприступностью и даже лёгкой дерзостью.

При всём этом, Таня является весьма расчётливой и эгоистичной девушкой, у которой на уме только собственное материальное благополучие, ради достижения которого она и заводит роман с небезызвестным композитором Игорем Рощиным (Бруно Фрейндлих). И неважно, что Игорь Степанович ей в дедушки годится и вообще он женат, главное, что у него есть деньги.

В общем-то вот эти самые «разные судьбы»: милая девочка Соня и эгоистка Таня. По классике жанра, главный герой в лице Степана Огурцова, сыгранного Георгием Юматовым, беззаветно влюбляется в Таню, которая всячески его использует. И только уже ближе к концу он понимает, что Соня всегда была его истинным счастьем, а Таня, как полагается главной «злодейке» фильма, остаётся одна.

Казалось бы, стандартный хэппи энд, но вот, что-то меня беспокоит во взаимоотношениях между Соней и Степаном. Видите ли, на протяжении всего фильма ни разу не было показано, что Степану хоть как-то интересна София.

Зачем тогда он на ней женился? Неужели будет счастлив? Единственная причина, по которой они женятся – это потому что по сюжету Соня должна «победить», а Таня, соответственно, «проиграть». Однако, если исключить эту сценарную условность, то между главными героями абсолютно нет никаких чувств.

Вернее, Соня-то действительно любит Степана, отчего даже поехала вслед за ним в совершенно чужой город, не побоявшись всех сопутствующих трудностей. А как проявляются чувства Степана по отношению к Соне? Да никак.

В конце концов, он выбирает её только по той причине, что она весьма удобный вариант: верная, надёжная, явно будет хорошей женой, матерью и просто хозяйкой в доме, чего, опять-таки, совсем не скажешь про Таню.

Вообще, создаётся такое ощущение, будто Стёпа ещё совершенно незрелый молодой человек, гоняющийся за какими-то короткими увлечениями в лице Тани. Чем она его так околдовала? Ну, она была неприступной, а некоторым мужчинам нравится «добиваться» девушек, ибо таким образом они укрепляют собственное самомнение, мол смотрите какую неприступную даму я смог покорить.

Соня, как вы понимаете, совершенно не такая, отчего никакого интереса у Степана не вызывает. Я вам больше скажу, чувства Стёпы держатся ровно до того момента, как Таня не начинает поддаваться под его напором.

Мне кажется, его вообще не сильно волновало, какой она человек и как будет складываться их совместная жизнь – она была для него обаятельной женщиной-загадкой, которую молодому человеку хотелось разгадать. Стоило только Танюше открыться, как тут же Стёпа и обратил внимание на её весьма скверный характер.

В общем, моя главная претензия заключается в том, что между Степаном и Софией нет никакой любви. Будто бы и фильм пытается раскрыть правильную идею: «Мы совершаем подвиги для тех, кому мы безразличны, а любят нас те, кому мы нужны и безо всяких подвигов». Можно было показать, как Степан действительно вырос и начал ценить Софию, но этого в фильме будто нет.

Я совсем не вижу проявлений любви по отношению к Соне. Тане он пишет письма и пытается вывести её на эмоции, а что с Соней? Ну поженились они в конце, после того, как девушка много лет пыталась добиться расположения Стёпы, а до этого он относился к ней скорее как к другу, но точно не как к любимой девушке.

Оцените статью
Момент из кинофильма «Разные судьбы», который я никогда не понимал
Экстремальная юбочка не помогла. Что происходит на картине советского художника Людмилы Сбигневой «Весна»