Мужчина-мечта в наших киносказках: как год от года менялся герой

Сегодня захотелось вспомнить героев наших волшебных сказок — мужчин, которые совершали подвиги, покоряли прекрасных девиц-красавиц и слыли лучшими «парнями» на земле. Год от года, в фильмах показывали таких героев по-разному — отличался и характер, и внешность. И наблюдать за такой эволюцией весьма любопытно.

Важное уточнение: я говорю именно про фильмы, снятые с 1941 по 1980 годы по нашим сказкам или оригинальным сценариям. Экранизации зарубежных сказок (вроде «Золушки») в расчет не беру.

1941 год — «Конек-горбунок». Главный мужчина тут совершенно простой паренек из крестьянской семьи. Светловолосый хохотун. Вовсе не былинный богатырь и не внеземной красавец. Он скорее лукавый милашка, за доброту и улыбку которого можно простить любые его несуразные выходки.

1944 года — «Кащей Бессмертный». А вот в это время появилась необходимость в богатырях, как Никита Кожемяка. Сильных, стойких — за которыми как за каменной стеной. Уже не такой хохотун как предыдущий Иван, но широкой души и верой в светлое будущее. Внешне же остался верен «традициям» — брутальный, не смазливый, светловолосый.

1946 год — «Каменный цветок» и его Данила-мастер. Образ главного героя остается примерно прежним. Белокурый (пока это непременная деталь сказочного мужчины-мечты), упрямый, крепкий. Единственное изменение — герой не такой смешливый, как прежде. Ценится серьезность.

1952 год — «Садко». Крепкий зрелый мужчина. Светел лицом и помыслами. Статный, сильный. Талантливый, но не хвастливый. Слово свое держит, в беде не оставит. Преисполнен любви к Родине.

1959 год — «Марья-искусница». Героем становится видавший беды, но не потерявший человечности солдат. Совершенно иной тип сказочного героя, отличного от перечисленных выше. Нет тут ни белесых кудрей и румяных щек — вместо них крепкий седовласый мужчина с густыми усами. Подчеркнуто неприхотлив и очень мудр.

1964 — «Морозко». Снова произошло возвращение к прошлому образу мужчины-мечты. Смешливый и легкий на подъем, даже чуточку разгильдяистый Иванушка — статный, видный, белокурый, розовощекий. Из качеств вперед выпячивается силушка богатырская и отчаянная храбрость.

1965 — «Обыкновенное чудо». Тут главный герой все еще традиционно светел внешним и внутренним образом, но уже глянцево-привлекателен (сам Видов «подарил» свое лицо — точенные черты, вот же одарила природа человека красотой). Необычность образа в его тихой задумчивости и грусти. Первый столь сильно рефлексирующий герой в наших отечественных киносказках.

1966 — «Три толстяка». Канатоходец Тибул — революционер и бунтарь. Не особо романтический герой. В киносказке изобразили его уже мужчиной в самом расцвете сил (хотя по книге должен быть еще совсем мальчишкой).

1967 год — «Огонь, вода и медные трубы». После серьезных сказочных героев зрителю захотелось легкости, поэтому на ура встретили привычного белокудрого паренька Васю-Василька. С которым одновременно и смешно, и не страшно.

1968 год — «Старая, старая сказка». Солдат тут хоть и молод, но уже успевший «понюхать пороха». Внешнему лоску не уделяется внимание. Акцент на том, что герой храбрый, умный, смелый, «ни в огне не горит, ни в воде не тонет». Солдат худосочен, острый на черты лица — еще десяток лет подобный типаж был бы немыслим в сказке (хоть и время действия тут расплывчато, но сам образ мужчины явно типичен для конца 60-х).

1970 — «Варвара-краса». Фактически этой сказкой состоялось яркое прощание по классическому сказочному герою — с пшеничными кудряшками и ямочками на щеках, мягкого и шутливого. В дальнейшем подобный типаж будет встречаться все реже и представляться все бледнее.

1973 года — «Горе бояться, счастья не видать». Любопытная попытка соединить образ сказочного милашку Ивана с хитрым и видавшим жизнь солдатом. Эксперимент по «скрещению» считаю не особо удачным.

1974 года — «Иван да Марья». Новый типаж в киносказках. Словно парень (точнее мужчина в самом расцвете сил) из соседнего двора. Очень рядовой и поэтому близкий образ.

1977 — «Как Иванушка за счастьем ходил». Присутствие Даля в сказках — интересное явление. Казалось бы, совершенно несказанный типаж. Но, видимо, это было явление 70-х- как и с предыдущим героев, с киносказках показывали «обычных» для своего времени мужчин (словно посыл — «Нечего звезд с неба ловить, все мужчины вокруг и есть Иванушки»).

1978 — новое «Обыкновенное чудо». Герой красив, но не слащав (в отличии от Видова). Но все так же драматично рефлексирует и философствует.

1980 — «Ледяная внучка». Герой простой гончар, но и внешне, и по характеру перед нами новый типаж, прежде в сказках не встречавшийся. Спокойный, но без рефлексии и драматизма. Мужественный, но не особо бросающийся в подвиги с головой. И не смазлив, и не «похож на соседа». Непривычно черен волосами и бородой (до этого герои сказок были преимущественно блондинами, ну или просто русыми, а тут шевелюра цвета вороньего крыла).

На этом закругляюсь. Почему не стала перебирать более поздние сказки? Потому что там уже понеслась фантазия создателей и герои начали покрываться «абсурдом и трэшем» — а этого же требует отдельного разбора.

Оцените статью
Мужчина-мечта в наших киносказках: как год от года менялся герой
Кремлевские отпрыски: как сложилась судьба детей 7 руководителей СССР?