Народный артист Узбекистана и всея Руси — Роман Ткачук

Роман Денисович Ткачук был блистательным артистом, любимым всеми в Советском Союзе. Таким его сделали роли в популярных советских фильмах, большей частью комедийных, подкаблучник пан Владек в «Кабачке 13 стульев», и голос в наших мультиках. Его амплуа определяли как «простак с ноткой лирической грусти». Он сам понимал, что его лицо выглядит простовато, а иногда даже глуповато, за что его постоянно (особенно в провинции) путали с Ю. Никулиным. Но при этом он старался играть драматические роли, и во многих комедиях прорывалась его философинка, и комик уже становился не таким комичным. Его персонажи от этого становились гораздо объёмнее.

И при всей своей театральной и киношной комичности Роман Денисович финишировал довольно драматично. Началось всё пожалуй с роли Подсекальникова в пьесе Н. Эрдмана «Самоубийца». Герой мечется, изводит окружающих, на сцене ложится в гроб. Актёры люди суеверные, часто видят в этом дурной знак. И Роман Ткачук тоже ничего радостного в этом не видел, но роль свою играл исправно последние десять лет своей жизни…

Судьба артиста в первое десятилетие карьеры прошла феерично. Довольно быстро Роман Ткачук стал звездой сцены. Правда его успех могли лицезреть только жители Ташкента, ибо артист много лет выступал на сцене ташкентского русского драматического театра. Роман Ткачук переиграл на этой сцене немало ролей. И это были не только комические роли, такие как Шура Балаганов. Актёр прекрасно играл Фортинбраса в «Гамлете» и совершенно звёздно играл Раскольникова. К тому же очень быстро он стал в театре режиссёром и сам поставил несколько спектаклей. Популярность артиста в Ташкенте была такой огромной, что в 32 года ему присвоили звание Народного артиста Узбекистана. Это было последнее звание дарованное ему. Больше его не повышали. Правда поляки за пана Владека присвоили ему звание Заслуженного деятеля культуры Польши.

Может быть артист так и блистал дальше в Средней Азии, и не стремился бы что-то менять в своей жизни. Но всё же он вытолкнулся на просторы СССР. Сначала снявшись в трёх кинофильмах в небольших ролях, ещё в 50-е годы, потом он получил приглашение в Москву в Театр Сатиры.

Первым из сатировцев его заприметил Спартак Мишулин, который приехал в Ташкент навестить тёщу, и заглянул в местный театр. Позже он рассказал о самородке Валентину Плучеку. Тут как раз ташкентский театр приехал ненадолго в Москву и сам Плучек пошёл посмотреть Ткачука. После спектакля известный режиссёр пришёл за кулисы и сделал актёру предложение, от которого он не смог отказаться.

Так в 1965 году народный артист Узбекистана Роман Ткачук стал сатировцем. А вскоре и паном Владеком. Ибо он был в «Кабачке 13 стульев» с первого выпуска этой передачи, которая вышла в 1966 году.

Интересно, что актёра совершенно не пришибал к полу образ Владека. Многие кабачковцы страдали и были кабачковозависимыми, их не шибко снимали в кино, потому что их телеобразы нетленно сплелись с ними самими. В. Плучек «Кабачок» ненавидел, и не сильно жаловал кабачковцев ролями в театре. Но Роман Ткачук в этой ситуации был большим исключением. Он исправно получал от Плучека роли в Театре Сатиры, и много и весьма разнообразно играл в кино.

Киношники сразу сфотографировали и оценили Романа Ткачука и использовали его типаж на полную катушку. Стоит сказать, что и роли ему удавались. И они были очень разнообразные. Прекрасно сыгран был Ткачуком Пётр Первый в «Балладе о Беринге и его друзьях», и комиссар Заплатин в «Бумбараше». Такой далеко не романтичный персонаж получился у артиста. Вроде и недалёкий, преданный своему делу субъект, который часто хохмит, но с другой стороны легко ставит к стенке всех врагов революции.

Роман Ткачук был бесподобен в этой роли. Его крылатые фразы: «Это какая такая Бумбарашка?.. А ну, становись! И молись своей бандитской богоматери!… И нечего тут крутиться возле военного значения!» — ушли в народ.

Вообще талант артиста Романа Ткачука позволял ему играть абсолютно всё. Он сыграл в кино генерала Епишева в «Освобождении», пса Мастино в «Чиполино», влюблённого завклуба Праздникова в эпопее об Аниськине, сурового браконьера в «Ты — мне, я — тебе». Всю палитру кинообразов Романа Денисовича можно описывать долго. Он был большой мастер. Узнаваемый и любимый.

В театре он тоже был востребован, и почти каждый год играл какую-то новую премьеру. Народ в Театр Сатиры ходил на Ткачука. Он был настолько серьёзен и требователен в ролях в театре, и требовал этого от других, что иной раз с ним партнёрам было непросто. Его выпуклые глаза выкатывались еще больше, когда партнёры фальшивили. Все это видели и тогда подтягивались, начинали играть лучше. Он как камертон всегда задавал нужный тон.

Тоже самое было и в «Кабачке». Он очень злился когда видел, что артисты и особенно его теле-жена пани Тереза не попадает в тон музыкальному звучанию фонограммы во время исполнения песен, и хитро отворачивалась. Артист после долго выговаривал ей, а после стал репетировать с ней песни, чтоб довести синхронность попадания до абсолютной похожести.

Вообще эту пару на экране вёл Роман Ткачук. Подкаблучник он был только по амплуа. За камерой он был в этом тандеме главный. Хотя народ уже безусловно поженил Терезу и Владека. Однажды артист поехал в другой город на съемки фильма. Узнав, что приехал сам пан Владек, многие старушки и женщины из ближайших домов облепили съемочную площадку. В руках у них были молоко, хлеб, овощи со своих огородов, и они причитали: » Поешь милок! У тебя жена такая стерва, она же тебя не кормит, и все деньги отбирает!»

А в личной жизни у актёра была совершенная идиллия. Он любил всю жизнь одну женщину, свою жену Майю Гнездовскую. Они поженились ещё в Узбекистане. У них родился сын Никита, в котором родители души не чаяли. Майя работала в Москве в образцовском кукольном театре, была редактором и через её руки прошли многие знаменитые образцовские спектакли. Один раз Роман Ткачук даже затащил жену в кинофильм «Эффект Ромашкина» где он играл главную роль. Майя сыграла в фильме работницу бюро добрых услуг.

Сын стал театральным художником, и во время перестройки уехал жить в Чикаго. Супруги остались одни, но несмотря на одиночество жили душа в душу. И тут в их жизнь ворвалась онкология, обнаруженная у любимой жены . Болезнь длилась какое-то количество лет, и артист не знал покоя. Он каждый день ездил к жене в больницу, кормил её домашней едой. Своим коллегам артист говорил, что если Маечка умрёт, то он тоже умрёт сразу. Тогда мало кто думал, что эти слова окажутся пророческими.

В 1994 году, сразу после новогодних праздников Роман Денисович забрал жену домой. Всем было ясно, что она уходит. И вот вечером 9 января Майи Гнездовской не стало. Артист позвонил сыну Никите в Чикаго и сообщил эту грустную весть. После произошла странная вещь. Приехавшим работникам ритуальных услуг артист не отдал жену. Чем мотивировал отказ — неизвестно. А утром, когда соседка пришла навестить (благо дверь он оставил открытой) Романа Денисовича, то увидела уже двоих небожителей. Роман Денисович лежал на соседней кровати рядом с ушедшей женой не подающий признаков жизни.

Конечно же такая неожиданная смерть артиста вызвала много различных домыслов. Но причин почему совершенно здоровый 61-летний артист вдруг внезапно оставил мир озвучено не было. И слава Богу. Лебединая верность — здесь должна быть главной причиной.

Прощание с Романом Ткачуком и Майей Гнездовской проходило в фойе Театра сатиры, куда пришло немало людей. Всё как в сказке — супруги прожили тридцать пять лет и умерли в один день.

Оцените статью
Народный артист Узбекистана и всея Руси — Роман Ткачук
50 лет фильму «В бой идут одни «старики»: чем Леонид Быков «зацепил» зрителя