Не прошли цензуру: 8 вырезанных сцен из «Москва слезам не верит»

Меньшов не смог отстоять одну из самых интересных сцен в оскароносном фильме.

«Москва слезам не верит» навсегда покорил миллионы зрительских сердец. Даже американский президент Рональд Рейган смотрел оскароносную картину аж 8 раз — и все для того, чтобы лучше понять загадочную русскую душу. Изначально фильм был длиннее на один час, но многие сцены пришлось вырезать по требованию цензуры. Расскажем, что в итоге потеряли зрители.

В сцене свидания Кати с женатым зрители не увидели самое главное

Во второй части фильма профессиональные успехи Катерины Тихомировой разбавляются личной драмой. Помните, у нее был ухажер — женатый мужчина, которого сыграл Олег Табаков? Катя еле-еле соглашается на свидание дома у Володи, пока супруга с ребенком отдыхают на курорте.

Так вот, изначально сцена с Катей и Володей была более смелой — во всяком случае, для советского кинематографа того времени. Но в итоге в фильме показали их пылкий поцелуй, затем звучит дверной звонок, а дальше — на кресле лежит платье Екатерины.

Звонок тещи охладил пыл Табакова — он дает понять, что свидание подошло к концу. Но самое главное в этой встрече зрители не увидели — и это было решение не режиссера, а худсовета.

Посмотрев весь эпизод, киночиновники назвали его «непристойным». Но что их так возмутило?

«Свидание главной героини мне хотелось сделать более плотским. По сценарию герои раздевались, бросались друг на друга, Табаков оставался в трусах, Вера — в комбинации. Ничего крамольного в этой сцене не было, кроме страстного поцелуя и бурного раздевания», — рассказывал режиссер Владимир Меньшов.

Цензуру возмутил именно порыв страсти Кати и мужчины и скорость их действий. Меньшов так и не понял претензий, но главные кадры пришлось вырезать.

«Из Меньшова получится хороший мастер, но от некоторых мыслей ему следует отойти. Иначе они уводят фильм в противоположное русло», — резюмировали чиновники.

А еще потом на Мосфильме говорили, что вырезанную сцену в закрытом сейфе у себя хранил один из киноначальников и пересматривал ее. Но Меньшов эти слухи опровергал.

Зрители не увидели семейное счастье Люды и успешного хоккеиста Гурина

В первой серии Люда выходит замуж за перспективного хоккеиста Сергея Гурина. А во второй они уже несколько лет в разводе, как вдруг экс-супруг утром приходит к Люде и с трясущимися руками просит у нее в долг три рубля. Она сначала пытается выставить его за дверь, но Гурин хватает ее за руки.

Из-за этой перепалки у зрителей создается впечатление, что брак с хоккеистом был очень несчастным. Вы же тоже так думали? Но на самом деле все было не так.

Из фильма вырезали очень важный эпизод — хоккейный матч во Дворце спорта, во время которого Гурин отлично проявил себя как игрок. К тому времени Сергей уже стал звездой советского хоккея. На этом вырезанном кадре видно, что супруги все же были счастливы.

Если бы сцену оставили, то у зрителей было бы совсем иное впечатление о браке Люды и Гурина — все увидели бы, что супруги жили душа в душу и в благополучии. Но счастливых лет жизни этих героев мы так и не увидели.

Сценарист уготовил Катерине большое будущее в политике, а Меньшов лишил ее такой возможности

В первой версии сценария Катерина Тихомирова достигает карьерных высот, но ей этого мало. Героиня добивается успехов и на общественном поприще — становится депутатом Моссовета лично общается со своими избирателями во время приема.

Но режиссеру Меньшову это показалось слишком скучным. Вместо этого он отправил Катю в клуб знакомств. Персонажа Лии Ахеджаковой изначально в сценарии не было — его придумал Меньшов.

В итоге заведующая клубом знакомств обещала Катерине приличного жениха — «очень ответственного работника главка, всего пятидесяти трех лет». Умница и красавица Тихомирова, разумеется, отказалась.

Режиссер почувствовал, что гораздо интереснее показать в фильме дефицит мужчин и проблему одиночества, чем скучные приемы для избирателей. И мы с ним согласны.

Гоша и Николай пели известную народную песню, но зрители этого не увидели

«Стабильности нет, террористы захватили самолет», — говорит Коля, сидя у Гоги в комнате в коммуналке.

Но какой именно самолет? Оказывается, в режиссерской версии Николай указывает название авиакомпании:

«Стабильности нет, террористы захватили самолет Эйр Франс»

Меньшов решил вырезать название из этого диалога, чтобы избежать проблем. Но зрители не увидели в этой сцене еще кое-что интересное.

Выпив пива и закусив вяленой рыбой, Гога и Коля затягивают народную «По Дону гуляет казак молодой». Но песню обрезали, чтобы оставить лишние минуты для более важных эпизодов.

И еще один интересный момент, на который не все обращают внимание. Когда Николай стоит на пороге коммуналки, у него изо рта пар.

Обычное такое происходит при сильном морозе. Но мы видим, что Коля в плаще, а действие происходит ранней осенью — у Веры дома даже балконная дверь открыта. Как думаете, почему же тогда у него пар?

Дело в том, что эту сцену снимали в настоящей коммунальной квартире в здании, которое вот-вот должны были снести. Отопление там уже отключили, поэтому и в квартирах, и подъезде было очень холодно. К моменту съемок в доме оставались еще несколько бабушек — они и сыграли соседок Гоги.

Алексей Баталов потом не раз сокрушался о вырезанных моментах в этом эпизоде:

«В картине было очень много по-настоящему смешного, но в очередной раз шла борьба с пьянством, и выпало немало хороших реплик».

В последний момент Меньшов сделал из Гоши мастера на все руки

Гоша вечером дома у Катерины — он в гостиной чинит пылесос. Здесь персонаж показан сугубо положительным, мастером на все руки. Мечта, а не мужчина!

Но в сценарии в этой сцене он ведет себя совершенно иначе: вальяжно сидит на диване с пивом в руках и смотрит футбол. Владимир Меньшов решил облагородить Георгия. К тому же, вероятно, на очередную сцену с пивом обратил бы внимание худсовет. И снова режиссерская идея отступить от сценария оказалась удачной.

Почему зрители так и не увидели джентльменства Рудика и очередного обмана со стороны Кати

Для первой части сняли эпизод, когда в начале знакомства Рудольфа и Кати он провожает ее до дома. На тот момент Тихомирова по легенде все еще «профессорская дочь», поэтому якобы живет в той самой высотке.

Рудик хочет познакомиться с ее родителями и напрашивается в гости. Катя отказывается и старается не показать, что она нервничает. Ведь у нее всего 15 минут, чтобы от высотки добежать до метро и попасть в свое общежитие. Как только Рудольф уходит, девушка мчится мимо зоопарка к станции «Краснопресненская».

Но эту сцену не включили в фильм. Дело в том, что картину снимали в 1978-м, а эта сцена разворачивается в конце 1950-х. В те годы в этом месте ходили трамваи. И Меньшов задумал, чтобы вслед за бегущей Катей ехал бы трамвай. Но режиссеру отказали в том, чтобы проложить рельсы лишь ради одного кадра.

«Я ж не километр протянуть просил. А в другом месте снимать я отказался, поэтому пришлось полностью отказаться от сцены, когда Рудик провожает ее», — пояснил он.

Кате и Людмиле не дали посмотреть на буржуазную жизнь

Помните, в начале картины Катя и Люда случайно оказываются на фестивале французского кино? Там они видят богему — Харитонова, молодого Смоктуновского.

Но изначально подружки должны были отправиться на более престижное мероприятие.

В сценарии вместо кинофестиваля они посещают дипломатический прием в посольстве Аргентины, куда Люда с трудом достала пригласительные. У нее была цель получить престижные знакомства и найти себе достойного жениха — и она шла к ней.

На приеме девушки смотрели бы на красоту буржуазной жизни — в конце 50-х об этом можно было только мечтать. Но цензура запретила показывать эти элементы. И тогда пришлось срочно импровизировать — вносить правки в сценарий и придумывать кинофестиваль. Но есть один интересный момент в этом эпизоде, который никто не заметил.

По сюжету кинофестиваль проходит летним вечером, а кинозвезды укутаны в меховые накидки. Да, для знаменитостей это в порядке вещей — покрасоваться в роскошной одежде. Но именно в этой сцене без меха — никуда. Потому что ее снимали за пару часов до…снегопада. Вот, посмотрите, даже на асфальте виден лед:

«В перерывах между съемкой мы кутались в теплую одежду, но, как только звучало: „Мотор!“ — шубы и куртки падали на землю. Артисты чудом не заболели, ведь к концу смены им на головы хлопьями повалил снег», — рассказывала актриса Татьяна Конюхова.

Цензура была против такого облика советского хоккеиста Гурина

С Гуриным вырезали еще одну сцену. Помните, во второй серии Сергей заявляется на дачу, чтобы попрощаться с Людой — трезвый, скромный, в костюме. Говорит, что скоро уезжает и обещает выслать бывшей жене все деньги, которые до этого не мог вернуть.

Люда отнеслась к его заявлению весьма скептично. Но вместо такого положительного Гурина зрители должны были увидеть совсем другого. Сергей явился на ту же дачу пьяный вместе с собутыльником и снова просит денег в долг у Люды. Получается, данное ей обещание «завязать» он так и не выполнил.

Цензуру такой сюжет возмутил: не может советский спортсмен так низко упасть, он же за сборную великой державы играл. Поэтому Меньшову пришлось снять другую сцену: Гурин сдержал свое слово и готов начать новую жизнь.

Оцените статью
Не прошли цензуру: 8 вырезанных сцен из «Москва слезам не верит»
Наталья Варлей: из цирка в большое кино