«Не сошлись характерами» — о том, как даму-психолога попытался бросить муж

Эта мелодрама с элементами комедии в год выпуска прошла незамеченной. Ещё бы! В 1989 году было не до того – уже вышли «Маленькая Вера», «Меня зовут Арлекино» и «Город Зеро»; гремела «АССА»; подошла очередь «Интердевочки» да «Аварии – дочери мента».

Куда уж тут скромной вещице с таким же малозаметным названием «Не сошлись характерами» (1989)? В те годы в ходу были хлёсткие наименования, бившие наотмашь ещё до того, как зритель вкусит содержание.

Собственно, фильм «Не сошлись характерами» (1989) — такое же детище Перестройки, как и все вышеназванные откровения. Разве что все признаки «нового мышления» здесь поданы, как бытовой фон, декорация, а не в качестве главного тезиса.

Да, в кадре мелькает и журнал Burda Moden, как некий проводник в мир дольче-вита, и дамский бодибилдинг, и кооперативные ларьки, но здесь – не о тех ларьках. Нет в сюжете ни развенчания сталинизма, ни жёстко-oткрoвенных сцен (рaздетая Ольга Машная со спины — не в счёт).

Имеется и комический ceкcoпатолог в исполнении Леонида Ярмольника. В конце 1980-х это была одна из волнующих тем: надо ли просвещаться в столь деликатных вопросах или это – не наш метод.

Также показан урок этики и психологии семейной жизни, где, как правильно уловил сценарист, всегда стоял гвалт и раздавались шуточки. Обычно всё это поручалось классным руководителям, и, они, уставши от острот своих подопечных, …заменяли этику на свой основной предмет.

Представляется, что авторы поспешно вставляли в сценарий какие-нибудь «перчинки» современности, дабы лента не казалась устаревшей. Хотя, на излёте 1980-х любой, самый острый сюжет устаревал быстрее, чем его успевали посмотреть все желающие.

Итак, успешная дама-психолог, Наталья Юрьевна (Ирина Мирошниченко) случайно узнаёт, что её супруг Роман (Александр Лазарев-старший) нашёл ей, такой стильной и красивой, …замену в виде молодой циркачки Аллы (Ольга Машная).

Разумеется, всё раскрывается при забавных обстоятельствах – Алла пришла к на приём к психологу и поведала о своей страсти к женатому мужчине 45+, который никак не может расстаться со своей «синей мымрой, помешанной на науке» (с), но обожает-то он её, Аллу.

В общем, тем несмелым возлюбленным и оказался муж Натальи Юрьевны. Воспоследовало расставание, и Роман был изгнан к своей воздушной гимнастке. Уходил нехотя, как все те мужчины, которых в целом устраивает, что их любят сразу две дамы, считающие, что он у них — единственный.

И, как обычно, женщина-психолог вместо того, чтобы обрадоваться (а для многих после развода начинается новый этап, часто гораздо более насыщенный), принимается страдать. Сапожник без сапог – спец по семейным вопросам оказывается беспомощна.

И тут на помощь приходит её подруга – неунывающая крошка-Нина (Татьяна Канаева). Эта зажигалочка хвалится, что с юности «живёт без мужика, но с мужиками» и вообще вся такая современная. Нина советует пошить роскошное платье по «Бурде», пойти в качалку, где мощные бабы тягают железо.

…Кстати, о наряде Натальи из немецкого журнала! Тогда оно смотрелось круто – розово-блестючий лиф, чёрная юбочка, всё такое нездешнее, но – тамошнее, эстрадное-мармеладное. Манящее, как буржуйская жвачка и прочее дайкири.

По факту, безвкусица и вульгарность. Обтягивающий «русалочий» верх делает героиню похожей на колбасу в яркой обёртке. Но в те годы вечерняя мода была во всём мире такая. Она мало, кому шла, но все ей следовали.

Вишенкой на торте – надо самой изменить Роману, для чего Нина знакомит Наталью с интеллигентно-брутальной (!) компанией настоящих мужчин… Один из этих бородачей и попытался активно приударить за героиней Мирошниченко. А ей – противно.

Она что-то говорит о бороде, но не в этом дело. Наталья Юрьевна любит своего блудного мужа! А мужу ещё хуже — с резвой молодухой тупо скучно. Очарование юности, ничем не подкреплённое, приедается очень быстро. Постель — ну так себе скрепа.

Аллочка с её незамысловатым юмором и бесконечными намёками на «старость» Романа стала дико раздражать. С ней же вообще не о чем говорить, спорить, а разговоры, в том числе интеллектуальные – важная составляющая семейной идиллии у таких, как Роман.

Разрушены и устоявшиеся дружеские связи – люди, уходящие из семьи, практически всегда лишаются круга, а приобретение нового в зрелые лета – задача сложная. И, конечно, мы видим, как в финале Роман и его Наталья идут вместе.

Сначала выясняют отношения, затем — успокаиваются, а в последних кадрах видят своего сына с одноклассницей на берегу моря (фильм снимался в нашем любимом Крыму). Этот момент окончательно примиряет супругов. Во всяком случае, нам так кажется. Так — хочется.

…А какие дивные там клиенты! Фильм стоит посмотреть хотя бы ради этих эпизодических персон — жёны, бьющие мужей, мужья-тираны, женщины с мужскими ухватками, кавалеры с детским менталитетом. И да, как правильно говорит психолог: иногда нужен именно развод. Но сама не смогла разорвать окончательно.

Оцените статью
«Не сошлись характерами» — о том, как даму-психолога попытался бросить муж
Какой тип женщин становился звездами кино в СССР