«Не такая Джемма»… Так ли плоха Вертинская в этой роли?

Помню, как однажды отозвался о Джемме мой 19-летний знакомый:«Одна из моих нелюбимых героинь. В ее жизни было три достойных мужчины: Артур, Болла и Чезаре Мартини, и ни одного она не смогла сделать счастливым. Такая порядочная, самоотверженная…

Но она способна только опустошить мужчину или довести до отчаяния. Потому что Джемма не умеет любить и отдаваться любви всей душой! Для неё главное – это быть правильной»…

Я не согласна с такой оценкой, но… В чём-то мой знакомый был прав! Особенно в отношении юной Джеммы.

Выслушай она Артура, когда его выпустили из тюрьмы, беды бы не случилось. Но Джемма пришла в ужас, дала Артуру пощечину и убежала.

Слишком правильная. Возвышенная, тонкая, звонкая… И пасует при столкновении с грубой прозой жизни.

Именно такой и выглядит Джемма в исполнении Вертинской.

Прошли годы. Джемма изменилась…

Но снова пасует при столкновении с пугающей реальностью. Снова проявляет нерешительность…

И излишне много рефлексирует, когда нужно действовать.

«Джемма стояла молча. Она ничем не могла помочь ему, ничем! Вот что больнее всего! Она должна стоять рядом с ним, безучастно глядя на его горе… Она, которая с радостью умерла бы, чтобы избавить его от страданий!

О, если бы склониться к нему, сжать его в объятиях, защитить собственным телом от всех новых грозящих ему бед! Тогда он станет для нее снова Артуром, тогда для нее снова займется день, который разгонит все тени.

Нет, нет! Разве он сможет когда-нибудь забыть? И разве не она сама толкнула его в ад, сама, своей рукой?

И Джемма упустила мгновение»…

Мне кажется, именно такую Джемму играет Вертинская.

А вот Джема из другого фильма не упустила бы нужное мгновение. Она производит впечатление более сильной, более решительной женщины…

И более страстной! Это тоже важно.

Кстати, Джемма – сильная женщина или нет?

Я бы сказала, что нет. Но всегда стремилась стать такой. Да и жизнь к ней не была добра, с такой жизнью или станешь крепче, или сломаешься.

И всё-таки Джемма не сильная. И она как раз и есть та самая рефлексирующая интеллигенция, за которую ругают фильм 1980 года. Что, мол, показали там таких, а на деле-то герои романа «Овод» другие….

Но почему же другие? В середине 19 века именно интеллигенция и шла в революционную борьбу. Люди из обеспеченных семей, с хорошим образованием и тонким душевным складом.

Выбор такого пути, как правило, определял образ мыслей, а не сила характера и крепкая психика.

Проще говоря: человек не мог мириться с несправедливостью и вступал в ряды борцов против нее.

Именно такими людьми предстают в романе Артур и Джемма. Они оба – по натуре не сильные, а излишне ранимые и тонкие.

И поэтому Джемма не может спасти Артура. Не дотягивает до роли спасительницы ожесточённого человека с изломанной психикой.

То, что она интроверт, тоже играет на минус в отношениях с Артуром. Женщина-экстраверт просто не смогла бы в иные моменты минуты молчать и сдерживать чувства.

Вертинская как раз и играет такую Джемму. То есть образ, на мой взгляд, точный, но менее привлекательный, чем в фильме 1955 года.

Оцените статью
«Не такая Джемма»… Так ли плоха Вертинская в этой роли?
Художник Василий Суриков и Лиля Шаре: история необыкновенной любви на всю жизнь