Не только Алиса: cоветские экранизации знаменитого фантаста Кира Булычёва

Замечательного советского писателя-фантаста Кира Булычёва экранизировали множество раз. Вспоминаем те экранизации, которые появились в нашем кинематографе во времена СССР.

«Бросок, или Все началось в субботу», режиссёр Серик Райбаев, 1976

Впервые произведение Булычёва было экранизировано в 1976 году. Авторам фильма показалась интересной повесть писателя «Умение кидать мяч».

В центре сюжета — архитектор Темирбек Сарсенбаев, у которого неожиданно появляется шанс стать великим баскетболистом. Он становится счастливым обладателем суперсилы — кинутый им с большого расстояния предмет точно попадает в цель.

Фильм получился простоватым, сегодня, возможно, картину, созданную на студии «Казахфильм», смотреть будет не очень интересно. Хотя заставляет подумать зрителя над тем, всё ли хорошо, что слишком просто даётся в руки.

«Через тернии к звездам», режиссёр Ричард Викторов,1981

Двухсерийный фильм был создан по сценарию Кира Булычёва. Для тех лет картина отлично снята! Космолёт «Пушкин», бороздящий просторы Вселенной, обнаруживает космический корабль с удивительной девушкой, оказывающейся клоном по имени Нийя (Елена Метёлкина).

Людям предстоит спасти чужую планету, так как земляне чувствуют себя в ответе не только за родную Землю.

Интересный фильм, красиво снят и с глубокими хорошими идеями. В 2001 году сын Ричарда Викторова, Николай, отреставрировал ленту, улучшив качество и записав новый звук, а ещё вместо слова «Конец» появилась фраза «Все кадры мёртвой планеты Десса сняты на Земле сегодня».

Так пожелал сам режиссёр, а его пожелание исполнил сын спустя годы.

«Слёзы капали», режиссёр Георгий Данелия, 1982

Главному герою в глаз однажды попадает осколок волшебного зеркала. И это роковым образом меняет его характер, превращая доброго и отзывчивого человека в сварливого, бездушного и абсолютного неприятного типа.

Талантливый фильм талантливого режиссёра! В главной роли — Евгений Леонов. Картина вышла очень доброй, мудрой и горькой.

«Комета», режиссёр Ричард Викторов, 1983

Дело происходит на курорте, где в разгар сезона яблоку негде упасть. Палатки, машины, отдыхающие… А ещё там есть корабль, но не настоящий, это декорация для съёмок фильма.

Внезапно отдыхающих охватывает паника, к Земле приближается комета, и неизвестно, чем это всё закончится для землян. Некоторые отдыхающие спасаются в ожидании кометы на том самом корабле.

Фильм успеха, к сожалению не имел, хотя снимались хорошие актёры, из которых можно отметить Анатолия Кузнецова, Валентина Смирнитского, Владимира Басова, Георгия Милляра.

«Гостья из будущего», режиссёр Павел Арсенов, 1985

Прекрасная экранизация в форме пятисерийного фильма. Для сценария использована повесть «Сто лет тому вперед». Коля Герасимов (Алёша Фомкин) учился в шестом классе в 1984 году. Он попадает в далёкое будущее, до которого даже нам пока ещё далеко — в 2084 год.

Коля спасает миелофон, уникальный прибор, с помощью которого можно читать людские мысли. Им завладели космические пираты Крыс (Михаил Кононов) и Весельчак (Вячеслав Невинный), с его помощью они мечтали покорить Вселенную, но Коля им дерзко помешал.

Девочку из будущего Алису сыграла Наташа Гусева. Фильм стал поистине легендарным, его показывали подряд несколько лет в летний период, улицы пустели, а дети прилипали к экранам телевизоров.

Добрый, светлый, хороший фильм навсегда остался в памяти тогдашних школьников. На телевидение приходили мешки писем в адрес Наташи. Да и сейчас зрители не только пересматривают его сами, но дают посмотреть уже своим детям и внукам.

«Шанс», режиссёр Александр Майоров, 1984

Комедийный фильм по рассказу «Марсианское зелье». Много лет назад казак Алмаз Битый оказал неоценимую услугу инопланетянину, спас жизнь. Благодарность его была роскошной, в руки Алмаза попадает волшебный эликсир вечной молодости.

Свыше трёх столетий прожили Битый и Милица, и так им это понравилось, что нужна ещё доза эликсира, а, значит, надо отправляться в Великий Гусляр.

Фильм смешной, но местами философский, а, значит, и грустный, а ещё в нём звучит прекрасная музыка Алексея Рыбникова.

«Лиловый Шар», режиссёр Павел Арсенов, 1987

Вновь встреча с гостьей из будущего Алисой Селезнёвой (играет по-прежнему Наташа Гусева). Повесть Булычёва тоже так называется, а в лиловом шаре заключён вирус вражды.

Этот шарообразный артефакт находит космическая экспедиция профессора Селезнёва (с Алисой в её составе) на неизвестном корабле. Они узнают, что такой же опаснейший шар имеется и на Земле! Если его разрушить, последствия будут ужасны.

Продолжение «Гостьи из будущего» оказалось слабее, зрителям не понравилась замена некоторых актёров, отсутствие запоминающейся музыки, а главное — слишком уж детская вторая часть фильма, превратившаяся из фантастику в сказку.

«Остров ржавого генерала», режиссёр Валентин Ховенко, 1988

Экранизация повести Булычёва «Остров ржавого лейтенанта». Светловолосую Алису с короткой стрижкой заменили на на девочку с тёмными длинными волосами! Эх, не та Алиса, совсем не та, хотя Катя Прижбиляк сыграла хорошо эту другую Алису. Зато Баба-Яга прекрасная получилась в исполнении Александра Ленькова.

Сюжет рассказывает про старых боевых роботов, которых обнаружили при раскопках. Они вдруг проявляют небывалую прыть, сбегают, оказываются на необитаемом острове и оттуда планируют поработить человечество. Но Алиса должна им помешать.

Уровень опять же ниже, чем у «Гостьи из будущего», к сожалению. Однако, некоторые думают, что картина лучше, чем «Лиловый шар». Бюджет у фильма был слишком уж скромный, да и самому Булычёву фильм не понравился.

«Похищение чародея», режиссёр Виктор Кобзев, 1989

Экранизация одноимённой повести Булычёва. Анна гостила в деревенском доме тёти и оказалась втянутой в необыкновенные приключения. Двое пришельцев из далёкого будущего оказываются в веке двадцатом прямо в этом доме. Анна узнаёт, что их цель — найти гениального учёного в тринадцатом веке и забрать его с собой.

Красивые съёмки, хорошая игра, динамичное развитие сюжета. Юлия Ауг мило смотрится в роли авантюрной блондинки с нежной внешностью, а украшает фильм Владимир Гостюхин в роли смерда-горбуна, персонаж получился очень живой, думающий и страдающий.

Неплохой получился фильм, но среди сцен драк и ужасов средневековья теряются диалоги в угоду зрелищности.

«Подземелье ведьм», режиссёр Юрий Мороз, 1990

Фильм снят по одноимённой повести Булычёва. На далёкой планете обнаружены результаты очень необычной эволюции: одновременно сосуществуют мамонты, птеродактили и люди, живущие племенами.

Астронавты с Земли не ожидают, что кочевники будут столь агрессивны, они похищают одного из землян, и героям предстоит вызволить его.

Выделяются Николай Караченцев, Дмитрий Певцов, Сергей Жигунов, Марина Левтова. Получился крепкий фантастический боевик, редкий тогда в советском кинематографе. Критиковали спецэффекты, ну а откуда они тогда взялись бы в восхитившем всех качестве.

«Тайна третьей планеты», режиссёр Роман Качанов, 1981

Очень хочется отметить и этот мультипликационный фильм. Он полнометражный, создан по повести «Путешествие Алисы» Булычёва. Алиса, её папа-профессор и капитан Зелёный ищут планету двух капитанов в стремлении разгадать тайну их исчезновения.

Потрясающая фантазия и писателя и мультипликаторов, воплотивших фантастические миры на экране.

Те. кто смотрел мультфильм в детстве, никогда не забудут зеркальные подсолнухи, летающую корову, космических пиратов, роботов, птицу Говоруна, отличающуюся умом и сообразительностью, причудливых удивительных животных.

И что очень приятно, это космическое приключение в мире будущего при просмотре способно точно так же радовать спустя годы.

Была также экранизирована масса рассказов Булычёва, по ним в СССР были сняты следующие короткометражки и мультфильмы: «Что-то с телефоном», «Золотые рыбки», «Два билета в Индию», «Родимое пятно», «Разновидность контактов», «Перевал», «В одной знакомой улице», «Узники Ямагири-Мару», «Чудеса в Гусляре», «Яблоня», «Копилка», «Свободный тиран», «Спутник икры», «Кладезь мудрости».

Оцените статью
Не только Алиса: cоветские экранизации знаменитого фантаста Кира Булычёва
«Школьный вальс» — почему хорошо, что Гоша бросил Зосю?