Неожиданно стать матерью или навсегда потерять любимого? Фильм о девушке, сделавшей личный выбор

В семидесятые года на Братской ГЭС случилась история, прогремевшая по стране:

после несчастного случая, в результате которого погибли люди, семеро детей остались сиротами. И ребят усыновила девушка, работавшая на ГЭС, совсем ещё молодая, у которой вся жизнь была впереди.

Об этом случае узнал писатель Борис Лапин и, творчески переработав материал, написал в 1977 году рассказ «Разноцветье-разнотравье», вышедший в его сборнике. Он-то и стал основой мелодрамы «На берегу большой реки» (1981), которую поставил режиссёр Николай Гусаров.

Сценарий по рассказу Бориса Лапина написали сценаристы Вера Кузнецова и Владимир Лобанов, за режиссуру взялся Николай Гусаров.

Для него это была первая работа, и, забегая вперёд, могу сказать, что дебют хоть и не получился громким, но зато показавшим, что начинающего режиссёра интересует прежде всего человек и его жизненная позиция.

В последующих работах Николая Гусарова в центре часто будут герои, которые оказываются перед выбором и должны принимать серьёзные решения. Изначально фильм получил название по названию рассказа Бориса Лапина — «Разноцветье-разнотравье», но по ходу съёмок получил новое — «На берегу большой реки» (на мой взгляд, несколько безликое). Кстати, река тут сыграла роль трагическую — на реке разбился катер, и в этой катастрофе погибли родители детсадовцев.

Итак, по сюжету на сибирскую стройку приезжает 19-летняя сварщица Настя Тимофеева. По дороге на стройку она знакомится с бойким Сергеем,

но если Сергей сразу почувствовал симпатию к строгой девушке, то Насте ещё нужно будет разобраться в чувствах (потом она всё же влюбится в Сергея, причём серьёзно и глубоко).

На стройке выясняется, что вакансии для юной сварщицы пока нет, поэтому Насте предлагают несколько месяцев поработать в столовой. Однажды её просят отнести обеды в поселковый детский сад, и там она встречается с почему-то брошенными воспитанниками: воспитательница получила телеграмму и срочно уехала.

Настя остаётся поиграть с малышами, а потом и становится воспитательницей.

Как-то в ненастный вечер на реке разбивается катер, перевозящий рабочих с одной стороны на другую. Чать людей спасают, но несколько рабочих погибает. И семеро ребят из числа подопечных Насти теряют родителей. Начальство стройки пытается разыскать родственников, некоторых малышей удаётся пристроить, но троих нужно будет отправлять в детдом. И Настя решается стать им приёмной матерью. Не в последнюю очередь потому, что она и сама сирота: когда-то после смерти родителей её взяла на воспитание тётя. Девушку все отговаривают, и руководство, и подруга, и коллеги.

Но она стоит на своём, тем более что и отец у малышей должен вот-вот появиться, ведь они с Сергеем должны пожениться, как только он вернётся с лесозаготовки.

После усыновления на Настю обрушивается слава, стройка выделяет ей с детьми двухкомнатную квартиру, материал о ней печатают в журнале, её поступком восхищены люди по всей стране.

И всё было бы замечательно, если бы не одно но: любимый и любящий мужчина вовсе не готов становится приёмным отцом. Сергей открыто просит Настю отказаться, предлагает уехать и обзавестись собственными детьми, а принимать чужих не желает. Но Настя, несмотря на большую любовь к Сергею, всё же делает выбор в пользу неожиданного материнства.

На роль Насти Тимофеевой режиссёр попробовал нескольких претенденток. По словам Николая Гусарова, актриса нужно было

«передать на экране сочетание внешней слабости и хрупкости героини со спокойной надёжной прочностью душевного склада».

После проб на роль утвердили студентку Щукинского театрального училища Ольгу Бобылёву. Как и для режиссёра, для Ольги это был дебют в кино, потом она станет востребованной актрисой. Правда, под этой фамилией её мало кто знает, сейчас она известна под фамилией экс-супруга — Сирина.

Роль Сергея получил театральный актёр Владимир Каширин, ещё один дебютант. Как ни странно, но никакой информации о нём нет.

«На берегу большой реки» — это фактически единственная работа артиста, потом он появится в двух фильмах-спектаклях и больше на экране его видно не будет.

Роль подруг Насти получили Любовь Реймер и Ирина Савина, в небольшой роли поварихи, под началом которой трудилась Настя, — Валентина Владимирова,

парторг стройки — Олег Мокшанцев. Яркий образ достался Николаю Лаврову — он сыграл местного шалопая Радова по кличке «Ковбой».

В прокат фильм «На берегу большой реки» вышел летом 1981 года. Особо известным он не стал, хотя предпосылки для этого были: и неплохой драматический материал, взятый из реальной жизни, и добротная режиссура, и качественная игра исполнителей.

Критики фильм приняли благосклонно, а в журнале «Советский экран» вышла доброжелательная рецензия, так отметившая дебют режиссёра Николая Гусарова и актрисы Ольги Бобылёвой:

«Сама жизнь дала авторам материал, который не может не волновать. Их заслуга в том, что они ощутили не только трогающий сердце драматизм, но и силу воспитательного воздействия случившегося. Поэтому видя и определённые просчёты, всё же нельзя не испытывать благодарности к авторам за те лучшие мгновения в фильме, когда мы сердцем ощутили добрые, благородные, возвышающие чувства, помогающие человеку стать чище и лучше».

Резюме. Фильм очень неплох и забыт напрасно. Мало того, сейчас тема усыновления на слуху, поэтому лента «На берегу большой реки» вполне актуальна (и особые внимание и интерес тут, конечно, вызывает решение Сергея). Возможно, картина грешит некоторой прямолинейностью, а местами пунктирностью, но осмотреть всё равно рекомендую.

Вы когда-нибудь слышали об этом фильме? Сталкивались ли вы с темой усыновления? Понимаете ли Сергея, который не захотел воспитывать чужих детей?

Оцените статью
Неожиданно стать матерью или навсегда потерять любимого? Фильм о девушке, сделавшей личный выбор
Порция пикантных шуточек в разгар рабочего дня