фильм непременно стали бы сравнивать с классическими спектаклями и игрой мастодонтов сцены.
К тому же в том же 1987 спектакль выпустил Георгий Товстоногов в Ленинградском БДТ, и это был очередной успех режиссёра и прославленного театра. Но Юлий Карасик всё-таки рискнул. И в качестве названия использовал именно старый, отвергнутый Горьким вариант — «Без солнца».
По задумке Карасика, который также сам написал сценарий, фильм был отчасти экспериментальным:
в начале и в финале был некий намёк на современность.
Позже, уже после премьеры, Карасика за это упрекали, хотя, забегая вперёд, могу сказать, что картину это ничуть не портит, да и собственно «экспериментальности» на экране минимум, почти незаметный минимум.
А ещё режиссёр использовал очень небанальный и даже интригующий ход:
готовясь к съёмкам, он обратился к будущим зрителям со страниц газеты «Советская культура» и предложил им выбрать актёров на главные роли.
Отчасти пожелания зрителей были учтены, когда режиссёр утверждал состав.
А состав оказался поистине блестящим и даже уже поэтому картина «Без солнца» достойна внимания, которым она, увы, оказалась обделена.
Наталье Егоровой, Дарье Михайловой и Вере Глаголевой достались женские роли: Василисы, хозяйки ночлежки, её сестры Василисы и Насти (и поверьте, Вера Глаголева тут вас удивит).
Список исполнителей мужчин вполне можно приравнять к списку знаменитейших советских актёров: Иннокентий Смоктуновский и Алексей Петренко, Владимир Гостюхин и Михаил Глузский, Анатолий Кузнецов и Михаил Кокшенов, Владимир Стеклов и Афанасий Кочетков.
В небольших ролях Елизавета Никищихина, Елена Санаева, Анатолий Яббаров, Борис Юрченко, Владимир Виноградов.
Единственный неизвестным исполнителем в этой замечательной компании был рязанский театральный актёр Виктор Приз, сыгравший Актёра.
Он же стал и открытие фильма: живой, экспрессивный, немного театральный, как того и требовал образ, его Актёр заслужил похвалы критиков, хотя на дальнейшей кинокарьере Виктора Приза это не сказалось.
Лента «Без солнца» вышла в конце 1987 года. К сожалению, она не получила своей порции славы, несмотря на выдающийся актёрский ансамбль (в журнале «Спутник кинозрителя» фильм не без оснований назвали «демонстративно актёрским»).
Киноведы отозвались о трактовке Карасика сдержанно, отметив, что фильм получился более плоским, нежели оригинал, лишённым многослойности и подтекстов,
которые вкладывал в пьесу «На дне» Максим Горький. Главной неудачей картины назвали безэмоциональность, но с этим сложно согласиться: эмоций, которые выдали в кадре артисты, более чем достаточно а образы, ими созданные, производят мощное впечатление и впиваются в душу.
Резюмируя, могу сказать, что «Без солнца», фильм, завершивший карьеру Юлия Карасика, — произведение достойное и незаслуженно пропавшее из поля зрения аудитории. Большей части исполнителей уже нет в живых, но, наверное, тем «Без солнца» и ценнее: мы можем увидеть то, что уже не повторится.