«Прилетал марсианин в осеннюю ночь»: история с юной знаменитостью «Ералаша»

Фильм со столь необычным названием стал единственной большой ролью Николая Румянцева. Возможно, это имя мало о чём вам говорит, но в лицо вы актёра узнаете точно:

выпуски юмористического киножурнала «Ералаш» с его участием помнятся и сегодня.

Николай Румянцев, несмотря на свалившуюся на него в детстве всесоюзную славу, с кино и телевидением жизнь не связал, выбрав непубличную профессии. И, как говорят, приятно удивляться, что люди узнают его, даже сильно повзрослевшего, и напоминают о беззлобно-хулиганистых мальчишках, сыгранных им в «Ералаше».

Подростковую картину «Прилетал марсианин в осеннюю ночь» (1980) создал режиссёр Геннадий Шумский по сценарию Александра Александрова. Геннадий Шумский с кино был знаком с детства: его родители — актриса Людмила Шагалова и оператор Вячеслав Шумский.

Поначалу Геннадий попробовал себя как актёр, но потом понял, что ему тесны актёрские рамки и решил заняться режиссурой. Первый его самостоятельный фильм «Голубой портрет» (1976) был посвящён теме взросления, вторая работа, «Прилетал марсианин в осеннюю ночь», эту тему развила.

Сценаристу Александру Александрову проблематика тоже была близка: он был и автором сценария элегичного «Голубого портрета», который многие ставят в один ряд с лентой «Сто дней после детства» (1975) Сергея Соловьёва (к которому сценарий написал всё тот же Александров).

Сразу стоит оговориться, что в картине «Прилетал марсианин в осеннюю ночь» никаких инопланетян нет, это лишь аллюзия на некий полумифический мир, который живёт внутри каждого. Геннадий Шумский так объяснил выбор:

«Название фильма «Прилетал марсианин в осеннюю ночь» связано не столько с сюжетом фильма, сколько с тем стремлением к творчеству, к фантазии, которыми одержимы наши герои. Они, отроки, хотят создать свой мир, самостоятельный и непохожий на мир взрослых, ибо всё в нём должно быть чище, светлее и справедливее».

По сюжету курсанты военно-музыкального училища Пашка и Валька, которым опостылели будни, сбегают на юг к тётке одного из ребят. Но там вместо тётки их встречает её дочь Оксана, их ровесница.

Между мальчиками и девочкой зарождается настоящая дружба, они пройдут через занятные и не очень приключения, познакомятся с разными людьми и даже медведем и кое-что поймут о себе, об окружающих и о том мире, в котором живут. В итоге беглецы всё же возвращаются в училище, понимая, что что лучше это сделать самим, чем быть пойманными.

Из трёх исполнителей главных ролей в фильме двое были уже хорошо известны. Пашку сыграл Николай Румянцев, Оксану — юное дарование Даша Михайлова.

Геннадий Шумский познакомился с Дарьей три года назад: она снялась у него в «Голубом портрете», и эта лента стала её кинодебютом. Потом была небольшая роль «Объяснении в любви» (1979) Ильи Авербаха, а после Шумский вновь пригласил Дарью сниматься. Он отмечал, что

юная актриса повзрослела и изменилась, в чём-то даже став новым человеком, так что фактически ему пришлось знакомиться с ней заново.

Роль Вальки, друга Пашки, получил московский школьник Костя Верховский, и это единственная его роль в кино.

На площадке была и ещё одна юная, но запомнившаяся аудитории актриса: второстепенную роль тут сыграла 16-летняя Марина Яковлева, на счету которой было уже пять работ.

Взрослые роли получили Геннадий Ялович, Александр Потапов, Анатолий Ромашин, Николай Горлов,

в небольших эпизодах появились Наталья Гурзо и Наталья Андрейченко.

Работу над фильмом вели в Москве и в Крыму, куда так стремились и попали мальчишки. Геннадий Шумский довольно долго выбирал южную натуру, чтобы она в полной мере отражало настроение ленты —

желание юных героев подольше остаться в своём полудетском-полуподростковом мире и не переходить в мир взрослых.

Но при этом надо было показать, что время идёт и переход всё же неизбежен. По режиссёрской задумке Крым сняли опустевшим, безлюдным, затихшим, и именно на таком фоне трое детей на пороге взросления выглядели правдиво.

Геннадий Шумский говорил, что показал такой Крым, какой ему запомнился по собственным детским путешествия: «необжитым, пустынным, непохожим на нынешний летний перенаселённый гудящий улей».

Ещё одна идея режиссёра состояла в том, что основные события должны разворачиваться утром или вечером, поэтому много эпизодов снято в лёгкой дымке, которая и бывает в период смены дня и ночи.

Этот приём выводил потаённые движения душ мальчиков и их подруги на какой-то ощущаемый и даже зримый уровень, подчёркивая их особую живость, пробивающуюся сквозь подростковую зажатость энергию. Шумский, рассказывая о своих подопечных, отмечал, что

юные исполнители, как и их персонажи. переживают переходный возраст и сталкиваются с теми же сложностями, переживаниями, эмоциями, что и герои фильма. И как раз поэтому ребятам иной раз проще быть перед камерой самими собой, а не киногероями, жить внутри обстоятельств, а не играть роли.

Закончен фильм был к лету 1980 года, вскоре с ним познакомились зрители. До успеха «Голубого портрета» новая работа Геннадия Шумского не дотянула, лента прошла малозамеченной, не слишком заинтересовала аудиторию и быстро затерялась среди других детских картин.

Сейчас о ней помнят, наверное, лишь поклонники режиссёра и преданные фанаты Дарьи Михайловой, ставшей известной советской актрисой.

Оцените статью
«Прилетал марсианин в осеннюю ночь»: история с юной знаменитостью «Ералаша»
Почему фильм «Железное поле» получил низкие оценки зрителей, а также про первую роль Дмитрия Брекоткина