«Незваный друг» — последняя роль Олега Даля и россыпь звёзд

Эта лента известна лишь потому, что главная роль в ней – последняя киноработа Олега Даля, и заметно, что артисту невероятно тяжело играть. Впрочем, он и должен был показать героя, во всём похожего на него самого – талантливого, разочарованного, сложного, до конца понятого. Разве что в «Незваном друге» (1980) всё закончилось хорошо. Победила дружба.

Если честно, когда я этот фильм смотрела первый раз, у меня было чувство, что в финале герой Даля, химик просто уедет в свой город и всё вернётся на печальные круги своя. Дескать, опять умного обскакали хитрые да общительные, а лучший друг по привычке встал на сторону жены, ибо она — …жена, собственно.

Итак, перед нами великолепный по силе дуэт – Олег Даль и Олег Табаков. Два старинных друга – Свиридов и Греков. Однако первый (более талантливый) живёт скромно, а второй (не такой блестящий, зато умеющий коммуницировать с начальством) вполне устроен, живя в столице и работая в крупном НИИ. Вместе с тем, Греков – честный служитель науки, несмотря на свой типаж, близкий к грибоедовскому Молчалину.

У Грекова есть жена – тонкая-звонкая женщина-колокольчик (Наталия Белохвостикова). По факту эта дивная Ниночка – не колокольчик, а гюрза. Тоже подвизается в науке, не будучи даже к ней способной. Вариант, когда муж изо всех сил тянет свою дражайшую половинку. Персонаж Табакова – ещё и классический подкаблучник, в конечном итоге выбирающий им не быть. В кои-то веки.

Итак, Виктор Свиридов прибывает из провинции, где он работает скромным инженером на одном из заводов, чтобы осуществить защиту своего проекта. Для этого он и обращается к своему давнему, институтскому другу – Алексею Грекову. Слово за слово, и мы видим двух бывших «шестидесятников» с характерным обращением «старик».

Тогда этот мотив был частым – солнечно-заряженное поколение, описанное братьями Стругацкими в их «Понедельнике…» к излёту 1970-х превращалось в разочарованных циников / карьеристов / диссидентов / обывателей / алкоголиков. В общем, на выбор. От Свиридова – ярого фаната науки – даже супруга сбежала.

Хотя, я вообще слабо могу представить себе пару Олега Даля и Натальи Гундаревой. Коня и трепетную лань? Да, лань – это герой Олега Даля, если что. Бывшая супруга – этакая мощная, красивая баба, что волочёт воз и ей этот химик-лирик – некое пятое колесо. Их ребёнок давным-давно зовёт папой чужого дядьку.

В этой небольшой по объёму киноистории – несколько глубоких сюжетных линий, переплетающихся в определённой точке и вновь расходящихся. Это умение, искусство – штрихами создавать полноценные картины – утрачено, видимо, надолго (да, я оптимистка, потому и не пишу фатальное слово «навеки»).

По ходу дела Свиридов знакомится с фантастической женщиной Кирой (Ирина Алфёрова) – она работница всё того же НИИ, где трудятся супруги Грековы. Потом выясняется, что у Киры был роман с одним из местных боссов – Перваком (Анатолий Ромашин), однако, тот не смог уйти из семьи и не захотел стать изгоем в своей респектабельной среде.

Вообще, Свиридов своим появлением взбаламутил болото, в котором если и есть движение, то это – ненаучные во всех смыслах интриги. Всеволод Ларионов тут играет ещё одного руководителя из тех, что были средненькие, да пронырливые, а теперь их задача – не упустить креслице и гонорары.

Этот гладкий-гадкий профессор Бодров не особо хочет принимать открытие «какого-то провинциального инженера», но как умелый аппаратчик не говорит напрямую, а лишь пытается действовать через жену Грекова – Нину, чья диссертация на подходе. Смысл в том, что мы или позволяем защищаться жене Грекова или – даём ход работе Свиридова.

И опять же, всё подаётся мягонько, корректно и как бы «во имя науки». Истеричная Нина вызывает Свиридова на разговор, где требует его отъезда. Никакой дипломатии – интеллигенточка срывается на такую жесть, что в этот момент …начинаешь ненавидеть саму Белохвостикову. Так гениально изобразила!

Да, Свиридов уже и готов уехать, прихватив роскошную Киру, но друг – настоящий друг – Алёша Греков ловит его буквально на вокзале. Рвёт билеты и зовёт обратно. Впереди – учёный совет. По сути, здесь Олег Даль играет своего же Зилова из «Отпуска в сентябре», но которому всё ещё дана светлая надежда.

Оцените статью
«Незваный друг» — последняя роль Олега Даля и россыпь звёзд
А что хорошего в Матвее Морозове?